Меню

Игровая деятельность в процессе духовно-нравственного воспитания

 

Бочко К.А.
г. Санкт-Петербург

 

Важнейшим путём преодоления кризисного состояния современного общества, утрачивающего высокие идеалы и ценности, должно быть признано духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Под духовно-нравственным воспитанием можно понимать освоение человеком высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых мировоззренческих представлений о мире, и воспитание соответствующих нравственных качеств; и как результат выработка мировоззрения (2). На сегодняшний момент исследователи отмечают такие кризисные явления в развитии современных детей, как высокий уровень агрессии и культ силы; размытость представлений о добродетелях и пороках; установки на эгоцентризм и потребительское отношение к жизни; фрагментарность мировоззрения (5). Одной из форм духовно-нравственного воспитания, которая должна разрешить современные вызовы, является проведение специальных занятий с группой детей в системах основного и дополнительного образования, воскресных школ; а также занятий в специальных учреждениях для детей-сирот и т.д. Некоторые педагогиуказывают на ряд негативных факторов при организации подобного рода занятий с детьми, имеющих связь с вышеперечисленными явлениями: трудности при создании рабочей обстановки и поддержания дисциплины; незаинтересованность детей; непривлекательность целей занятия; критическое отношение к духовным и моральным ценностям, декларируемыми взрослыми; неусидчивость; протестные реакции и т.д. (10).

1pix                  С учётом этих факторов возникает проблема эффективной организации занятий, которые будут способствовать достижению поставленных целей воспитания. Этому достижению способствуют применение таких форм занятий, которые бы максимально отвечали потребностям детей. Одной из них, по свидетельству многих педагогов, является игровая деятельность. Но в то же время для того чтобы игровая деятельность служила целям духовно-нравственного воспитания, она требует внимательного анализа и педагогического мастерства в разработке и проведении игровых занятий. В данной статье мы попытаемся обозначить основные особенности такой деятельности, которые должен учитывать педагог, собирающийся использовать игру. 

Теория игры с середины XIXв. привлекала внимание исследователей. Существует достаточное количество взглядов на сущность игры и её роль в развитии личности. Не вдаваясь в подробности изложения мнений различных исследователей, отметим те из них, которые, на наш взгляд, имеют большое значение при использовании игры в духовно-нравственном воспитании. 

Теория Гроса объясняет игру с точки зрения подготовки к жизни, имеющей характер упражнения, развития сил(4). Также и в духовно-нравственном воспитании игра может носить характер подготовки к совершению нравственных поступков, умения принимать собственные решения в соответствующих ситуациях, закрепления положительных качеств. 

На более глубокое значение игры указывали отечественные педагоги и психологи XXвека. Так, например прот. Василий Зеньковский и Даниил Эльконин, представители совершенно разных взглядов на развитие личности, имеют много общего при анализе игры. В. Зеньковский пишет, что «игра оформляет перспективу творчества, создает новые стимулы развития» (4). Д.Б. Эльконин рассматривает игру, как процесс кристаллизации потребностей, «оформление первоначальной неясной смутной тенденции в потребность» (9). После такого оформления потребности находят свою реализацию в историческом процессе, в неигровой деятельности. Подобные подходы к игре можно в успешности использовать и в организации игр на духовно-нравственные темы. 

Какие же потребности в духовно-нравственной сфере может формировать игра? Это общие потребности: творчество (или как выразил Бердяев −  добротворчество), познание, обретение смысла жизни, потребность преодоления препятствий (сила воля), сочувствие и сострадание. В контексте ценностей православного воспитания можно также выделить такие потребности как: Богообщение и Богопознание, следование евангельским заповедям, ведения добродетельной жизни и борьба со своими страстями. Что же касается механизма возникновения и кристаллизации потребностей в игровой деятельности, то в качестве такового можно предложить идею Л.И. Божович о превращении ценностей взрослых в игровые правила (1). Столкнувшись с правилами, основанными на духовных ценностях, почувствовав их красоту и притяжение, у ребёнка возникают потребности в духовно-нравственной сфере. Таким образом, соблюдение игровых правил, сопряженное с эмоциональным одобрением, способствует реализации этого механизма. 

Следует также обратить внимание на взгляды И.П. Иванова о том, что игра представляет собой деятельность, в которой создаются «ситуации-образцы»(6), образцы «себя-лучшего». Выполняя игровые действия, воспитанник поднимается над самим собой, осуществляет такое поведение, которое пока что не доступно в повседневной жизни. С точки зрения духовно-нравственного воспитания – это может быть осуществление поведения образа-эталона (в соответствии с идеалом воспитания). Образцами для подражания в системе православных ценностей могут быть названы личности Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых и национальных героев (защитников и устроителей Отечества). 

Многие исследователи указывают на воображаемую или мнимую ситуацию, как на центральное ядро любой игры. Эта ситуация всегда является отражением какой-либо сферы человеческой жизни. Проигрывая эти ситуации, дети познают и овладевают этими сферами, а также поддерживают контакт со взрослыми (через общность интересов). Познание может быть направлено на умственное освоение принциповдуховно-нравственной области бытия. Также нельзя без внимания оставить и эмоциональное познание действительности, которое происходит в игровом процессе. Эмоциональное познание создает живой отклик ребёнка на вышеуказанные принципы, о которых он раньше имел только рассудочное представление. 

Часть специалистов в области педагогики и психологии указывали на игру как на особую деятельность, выходящую за рамки утилитарных нужд и корыстных интересов. По свидетельству С.Л. Рубинштейна игре чужды расхождения между мотивом и целью. Игру можно рассматривать и в контексте снятия «противоречия и противостояния взрослых – детей», преодоления разногласий внутри самой группы детей. В правильно организованной игре должен происходить некий выход за пределы эгоистических интересов каждого участника, они должны научиться «ставить себя на место других». Резюмирую вышесказанное, можно выделить такую функцию игровой деятельности как «создание со-бытийной общности». Понятие «со-бытийной общности» рассмотрено в трудах В.И. Слободчикова, и может быть определено как внутреннее единство, сплетение судеб людей в уникальной встрече при внешней противопоставленности (8). Эта внешняя противопоставленность выражается в различии статуса воспитателя и воспитанника, противоречиями в среде детей, разностях жизненных установок и места в иерархии коллектива. 

И появление такой общности в игре, пусть и на короткое время, может, на наш взгляд, оказывать колоссальное влияние на развитие духовно-нравственной сферы;объединять все прочие функции; позволять личности «встать в отношение к своей жизнедеятельности». Данная функция должна реализовываться в каждой игре, которую проводит педагог.

Проанализировав различные взгляды на значение игровой деятельности, можно создать функциональную модель игровой деятельности. Данная модель, отражающая преломление общепедагогических функций игры в области духовно-нравственного воспитания, представлена на рис. 1.

Данной моделью уместно воспользоваться для проектирования и реализации игровой деятельности в системе занятий по духовно-нравственному воспитанию. Рассмотрим этот процесс в несколько этапов. 

На Iэтапеопределяются основные условия, в которых будет протекать игровая деятельность. Среди них можно выделить как внутренние условия (связанные непосредственно с детьми), так и внешние. К внутренним условиям 

 

Риc. 1 – Функциональная модель игры в духовно-нравственном воспитании

 

относятся ведущие духовно-нравственные ценности детей; уровни интеллектуального, эмоционального и морального развития; взаимоотношения в коллективе; интересы и потребности. Внешние условия: отведённое под игру время, пространство, возможности материального обеспечения игровой деятельности и т.д.

На IIэтапеважно определить идею игры и её концептуальные основы. На том этапе целесообразно воспользоваться функциональной моделью и выделить функции, которые будет выполнять игра. Нам представляется более уместно использовать функции игры 2, 4 в тех случаях, когда нравственные ценности и ориентиры воспитанников слабо выражены или искажены; а функции 1 и 5, когда уже достаточно устойчивы на уровне убеждений, и существует устойчивые положительные отношения между воспитанниками и педагогом.

На IIIэтапе определяется вид и содержание игры, разрабатывается сюжет. В качестве основных видов игр можно выделить: предметные, сюжетно-ролевые, подвижные с правилами, результативные, интеллектуальные (дидактические), деловые, игры-драматизации. Данный этап можно реализовать двумя способами (7). Первый способ заключается в том, чтобы идти от идеи к форме. В контексте духовно-нравственного воспитания на основе ценностей православной культуры, идеи могут: отражать и раскрывать евангельские образы и притчи; моделировать правильные нравственные взаимоотношения; прояснять основные заповеди; показывать поведение образца для подражания.

Второй путь заключается в том, чтобы идти от формы к идее. Здесь уместна аналогия «прививки ветки сортовой яблоки к дичку», приведённая в работе Ю.Б. Гиппенрейтер (3). Этот способ требует от педагога владения методом наблюдения за воспитанниками с целью определения тех игр и игровых действий, которые наиболеепривлекают внимание воспитанников и соответствуют их индивидуальным способностям. Так для детей дошкольного возраста актуальны будут предметные и ролевые игры; для младшего школьного возраста – подвижные игры; для среднего – подвижные и интеллектуальные; для старшего – интеллектуальные и деловые. 

На IVэтапепродумываются правила игры, время, система ролей, место в структуре занятия; подготавливается необходимый материал (игровые предметы, выполняющих замещающую функцию). 

Vэтапхарактеризуется проведением игры на занятии. Начало игры знаменуется кратким объяснением правил, распределением ролей и игровых предметов. Весьма важным представляется включённость ведущего в игровой процесс. Конец игры обязательно должен содержать подведение итогов с выработкой духовно-нравственного принципа или правила, заключенного в содержании игры. Максимальный эффект от игры достигается тогда, когда сами воспитанники могут сформулировать этот принцип. 

VIэтап– этап оценки и диагностики. Педагог анализирует проведённую игру с разных позиций и делает заключение о степени выполнения возложенных на неё задач. При анализе уместно воспользоваться вопросами. Понравилась ли форма игры детям? Насколько увлечённо они играли? Все ли были включены в игру? Как действовали игроки? Выполняли ли игровые правила? Смогли ли понять принципы, заложенные в игре? Какие были реакции при знакомстве с новыми реалиями из духовно-нравственной сферы?

Ниже приведены некоторые примеры игр из деятельности благотворительного фонда «Православная Детская миссия им. преп. Серафима Вырицкого» по проведению занятий с детьми-сиротами по программе «Азбука нравственности». 

«Совесть и покаяние». Форма и содержание игры: детская игра по типу «холодно-горячо». Функции игры: оформлении потребностей (пробуждения желания работать над собой и исправлять недостатки), познание принципов духовно-нравственной реальности (совесть − помогает увидеть грехи; покаяние – исправляет их). Вид игры: результативная, подвижная с правилами.  Игровые предметы: таблички «совесть» и «покаяние», конверт со списком грехов. 

«Цель – смирение». Форма и содержание игры – по принципу боулинга. Функции игры: упражнение в добродетели (отличие «смиренных» поступков от «лжесмиренных»). Вид игры: подвижная с правилами, дидактическая. Игровые предметы: пластиковые стаканчики, мяч, список тематических ситуаций.

«Добрый самарянин» (игра-сцена). Форма и содержание игры: ролевое представление по евангельской притче. Функции: реализация поведения нравственного образца (взятие на себя роли положительных героев – доброго самарянина, хозяина гостиницы, путника). Вид игры:  игра-драматизация. Игровые предметы: таблички для игроков и специфичные атрибуты каждого персонажа.  

«Переселенец». Форма и содержание игры: настольная экономическая стратегия (создание поселения, основанного на принципах взаимовыручки). Функции: оформление потребностей в духовно-нравственной сфере (творчество, взаимопомощь, познание). Вид игры: деловая. Предметы: карта, карточки построек, ручки. 

Выделение основных функций игровой деятельности и определение этапов её организации создают предпосылки для эффективного применения игр на занятиях по духовно-нравственному воспитанию. Функциональная модель поможет педагогу сориентироваться в вопросе целесообразности применения игр при определении путей решения воспитательных задач, а этапы – самостоятельно создать и провести игру. Правильно организованная игра создает особую среду, в которой происходит усвоение духовных и нравственных ценностей, происходит развитие положительных качеств и взаимное общение детей и взрослых. Игра, как средство духовно-нравственного воспитания, поможет сделать его цели привлекательными для воспитанников, обеспечит и взрослых, и детей «пищей для ума и сердца».   

 

Использованная литература

  1. Божович Л. И.Личность и её формирование в детском возрасте. – СПБ: Питер, 2008. – 750 с. 
  2. Галицкая И.А., Метлик И.В.Понятие духовно-нравственное воспитание в современной педагогической теории и практике // ПЕДАГОГИКА. 2009. №10. С. 36–45. 
  3. Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребёнком. Как? – М.: М.: ЧеРо,2004 − 240 с.: ил. — Издание 3-е, исправленное и дополненное.
  4. Зеньковский В.В.,проф. Психология детства. – Лейпциг: «Сотрудник», 192 – 348 с.
  5. Козлова А.Г., Роботова А.С.Проблемы воспитания молодого поколения в эпоху информационного общества. В двух томах. Том 1. СПб.: ООО «АСТЕРИОН» 2010. – 472 с.
  6. Реабилитация детей с девиантным поведением: педагогика любви, заботы и риска/ Сост. А.Г.Петрынин. – М.: Эврика, 2004. – 304 с.
  7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. − Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 415 с.
  8. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. − М.: Школа-Пресс, 1995. − 384 с.
  9. Эльконин Д.Б.Психология игры. – М., 200 – 243 с. 
  10. Яковлев В.А.Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе: тенденции и перспективы// ВЕСТНИК ТОГИРРО. 2015.№1 (31). С. 192 – 194. 

Ссылка на статью: Бочко К.А. Игровая деятельность в процессе духовно-нравственного воспитания // Светское и духовное культурное наследие как ценностная основа формирования личности современника. Материалы международной научно-практической конференции (11-12 дек. 2017 г. Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, Эстония, 2017.- С. 315-322.

Поделиться ссылкой с друзьями: