Меню

О Преподобном Серафиме Вырицком

Наш фонд носит имя Преподобного Серафима Вырицкого.  О его земном пути подробно можно прочитать далее, мы же скажем несколько слов о том, почему мы считаем преподобного Серафима Вырицкого нашим покровителем.

Духовный центр нашей деятельности находится в посёлке Вырица Ленинградской области.  В годы Великой Отечественной войны в этом посёлке на базе дома отдыха Ленинградской швейной фабрики имени Володарского гитлеровские оккупанты организовали лагерь принудительного труда для русских детей, специально собранных для этой цели с разных районов Ленобласти.  Старец Серафим, уже живший в Вырице, горячо молился за деток, оказавшихся в концлагере.  Преподобный также благословлял жителей Вырицы по мере сил помогать заключённым детям, передавая им одежду и пропитание.

Наши волонтёрское движение и фонд были созданы ради блага детей, с памятью о «детской слезинке», о детских страданиях вообще и о страданиях детей войны в частности, с молитвенной памятью о детях Вырицкого концлагеря, детях-мучениках блокадного Ленинграда.  Мы стремимся вдохновляться болью и заботой о современных сиротах, которые стали таковыми в результате родительских грехов, вследствие проигранной многими нашими соотечественниками духовной войны за души человеческие.  Милосердие Преподобного Серафима и его любовь к детям являются ориентиром для нас в нашей работе.

***

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) является знаменательным современным святым. Он преуспел во многих образах жизни и прошел разные поприща на своём земном пути: от мальчика «на побегушках» и именитого купца и мецената до старца иеросхимонаха и духовника множества людей разных сословий.

Родился будущий святой 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1866 года в крестьянской семье, в селе, которое сейчас уже не существует – это бывшее село Вахромеево Ярославской области. В святом крещении младенец получил имя Василий, в честь преподобного Василия Нового, исповедника (день памяти – 26 марта/8 апреля). Мальчик получил в семье благочестивое христианское воспитание. Родители его были людьми глубокой и подлинной православной веры. Когда Василию исполняется 10 лет, умирает его отец Николай Иванович Муравьев. Подросток вынужден ехать в столицу Российской Империи, подрабатывать в Гостином дворе в качестве посыльного, чтобы помочь семье. Задумаемся на минутку о том, что приехать в Санкт-Петербург мальчику с периферии, в такой многомиллионный город, было очень непросто. Тем более, что у Васи Муравьева в городе не было близких родственников или знакомых, не было с собой никакого начального капитала. Но в силу глубокого благочестия городская жизнь для юного мальчика оказалась не соблазнительной, он сочетал труд и молитву, работал без официального обеда с раннего утра до позднего вечера, но всегда с большой надеждой на Бога.

В тоже время, когда первые деньги стали приходить Василию в руки, он не забывал о том, для чего он приехал в столицу. В этом он хороший образец для многих современных молодых людей, которые, когда начинают зарабатывать деньги, часто тратят их не задумываясь, на какие-то пустые вещи, и забывают помочь своим родителям и родственникам. А будущий светильник земли русской несомненным приоритетом ставил помощь матери и большую часть денег отправлял в деревню, где очень трудно было прожить без кормильца-отца.

Необходимо сразу отметить, что Василий с юности хотел стать на путь монашества, что со временем привело его за благословением в стены Александро-Невской Лавры. Но здесь от одного из духовников будущий старец получил благословение оставаться до времени в миру, стать семьянином, воспитать детей и только потом уйти в монашество по обоюдному согласию с супругой.

Период жизни святого в миру достаточно длительный. Всю свою юность и большую часть своих зрелых лет преподобный провёл в трудах земных, занимаясь уже и самостоятельным купеческим делом, которое он начинает, набравшись опыта и повзрослев. Своим честным и благочестивым трудом он, невольно, завоевал доверие хозяина, который даже захотел свою дочь отдать замуж за Василия Николаевича.

Важно отметить, что Василий совершает послушание старцу лаврскому не из-под палки, не «стиснув зубы», а полнотой своего свободного произволения принимая волю Божию о себе. В тоже время он не идет вслед за заманчивым предложением хозяина, ориентируясь не на выгоду, а на сердечное чувство. Стремление познавать волю Божию и жить в согласии с ней стало одной из главных добродетелей, к которой преподобный восходил в течении всей своей жизни.

Василий выбирает себе другую спутницу жизни, которой тоже, кстати, хотелось принять монашество, но было дано благословение, только по истечении сроков совместной супружеской жизни, уйти в монастырь. Это была Ольга Ивановна Найденова. Супруги искренно, надолго и воистину «по-Богу» связали свои жизни и жили в миру, как усердная, благочестивая христианская семья. В этот период своей жизни преподобный Серафим Вырицкий даёт нам примеры как чуткости и открытости к Промыслу Божию, так и трудолюбия, соединенного с молитвой, как гармоничной семейной жизни, так и постоянной благотворительности, как благоговейного исполнения заповеди о почитании воскресного дня, так и мудрого поведения с заказчиками и рабочими.  

В нашей действительности, увы, часто бывает, что семейные люди начинают относиться к друг другу без любви, даже агрессивно. Начинают часто вспоминать друг другу какие-то промахи и обиды, произносить резкие и обидные слова. В конфликтных ситуациях вдруг всплывает весь негатив, накопленный и непрощенный, неизжитый за годы совместной жизни. У преподобного Серафима и его супруги, в будущем схимонахини Серафимы, и в период семейной жизни в миру, и когда они стали уже монахами, на удивление всегда сохранялись деликатные и даже нежные отношения.

Вспоминается пример из древнего Патерика, где преподобный Макарий Великий однажды засомневался,  есть ли подвижники, которые прошли бы подвиги, наподобие тех, что вынес он? Но ангел ему открыл, что есть такие, которые даже и больший подвиг понесли. Одними из таких мирян, которые были показаны преподобному Макарию ангелом Господним, оказались две женщины, которые жили бок о бок, будучи замужем за двумя братьями. И когда святой Макарий вопросил их: «прошу вас именем Божиим, скажите, что в вашей жизни было особенное, чем вы могли бы угодить Богу?», то на это последовал простой ответ: «да мы не знаем за собой ничего особенного, разве что… – никогда не поссорились». Оказывается, это вещь очень великая пред Богом. Можно жить отдельно в келье, возносить молитвы Богу и думать, что ты достиг святости. А как только кто-то рядом с тобой окажется, делающий что-то по-своему и не учитывающий твоего мнения, то ты, может быть, быстро потеряешь свой мир сердечный. 

Итак, преподобный Серафим прежде всего даёт нам яркий пример благочестивой и праведной жизни в миру. Практически до 55-ти лет от роду он прожил посреди суеты мирской, не суетясь сердцем и душой. Еще находясь в миру Преподобный получил дары сердечной молитвы и духовного рассуждения. Здесь вновь мы все получаем урок, и миряне, и монахи, обличающий нас в нерадении о стяжании добродетелей. Жизнь святого Серафима указывает нам, что молитве можно научиться практически в любой ситуации.

Если мы обратим внимание на следующий период его жизни, уже в монашестве, то видно, что преподобный действительно большую часть тайного духовного сокровища души своей, собрал, будучи еще в миру. Это наглядно понятно из того, что, когда в 1920 году он пришёл в Александро-Невскую Лавру, то очень быстро взошёл по духовным ступенькам и через 6 лет уже стал духовником обители. Известно, что на рубеже 1926 -1927 годов, святой Серафим становится духовником и для мирян, и для монахов. Между тем, Афонская классическая монашеская традиция предписывает новоначальному монаху, недавно пришедшему в обитель, около десяти лет пребывать в чине, так называемого, «слепого» послушания. Это когда человек даже не задаёт никаких лишних вопросов – «почему» и «для чего»? И тем более не даётся новоначальному иноку права кого-либо учить, наставлять, решать какие-то сложные проблемы других людей. А преподобный Серафим через шесть лет жизни в обители, с августа-сентября 1920-го года до истечения 1926 года, уже сподобляется быть избранным на духовном лаврском соборе, т.е. самими монахами Лавры, духовником обители.

Следует обратить особенное внимание на то, в какое смутное время бывший купец-миллионер, поднявшийся из простых бедных крестьян, принимает монашество.

Ведь на тот момент было всем уже хорошо известно, что крестьянское происхождение совсем не учитывалось новой властью, когда рассматривалось судьба человека, собравшего материальный капитал своим честным трудом. Если имение было большим, то человек автоматически относился в разряд так называемых «бывших» и подлежал, если не немедленному убийству, то по крайней мере унижению, ссылкам, лагерям и практически неминуемой смерти в неизвестности.

К осени 1920 года белогвардейское движение фактически захлебнулось, большевистская власть уже успела за эти годы показать своё отношение как к классу «бывших», так и к религии, особенно к Православию. Власть успела вполне показать свою богоборческую и человекоборческую природу. Уже множество священников и монахов были или расстреляны, или уничтожены зверскими способами. Сам Василий Николаевич Муравьёв был свидетелем издевательств над людьми и бесцеремонных убийств. Например, у дома в котором он жил был убит человек, где-то перед входом в парадную. Выходя из дома, Василий Николаевич увидел убитого, окровавленного человека. И он настолько был чуток душой, что всё оставшееся время своего проживания в этом доме, когда он проходил там, то переступал через место, где ранее лежал убитый. Надо сказать, что вообще у преподобного Серафима Вырицкого была очень чуткая душа. Когда он видел и слышал о страданиях людей, то очень быстро реагировал на боль человека. Как он не мог забыть этого убитого, так молитвенно помнил о душевных и телесных страданиях сотен и тысяч других. 

Итак, наш святой был заведомо дважды «виноват» перед советской властью – он был «из бывших», а также стал монахом! Известен исторический факт, что духовник лавры на прошении Василия Николаевича наложил такую резолюцию: «человек, идущий в монашеский чин в такое время, готов к смерти за Христа, и мы обязаны его взять». Таким образом это был уже не обычный монашеский постриг, а постриг исповеднический, совершаемый в таких условиях, когда человек понимал, что завтра за ним могут прийти и сказать: «Вы во-первых, монах, во-вторых, вы из «бывших», так что вы - не жилец». Василий Николаевич был трезвомыслящим человеком и прекрасно понимал на что идет и какой шаг совершает. 

Анализируя духовный опыт и душевный путь преп. Серафима, хочется отметить, что это был человек удивительного внутреннего смирения и необычной преданности воле Божией. Зачастую люди молятся, но хотят, чтобы Бог все сделал именно так, как это им видится. Словно пытаются, как митрополит Антоний Сурожский описывал это, «пробурить» небеса или «взять их штурмом». А ведь сказано в молитве Господней - «да будет воля Твоя, Господи!».

Так же обратим внимание на интересное совпадение, которое есть скорее некое указание: родился наш святой в селе Вахрамеево, а это сокращенный вариант названия происходит от имени Варфоломей. Очевидно, что название родного села батюшки Серафима Вырицкого связано с именем святого апостола Варфоломея, память которого празднуется 11\24 июня. Переводят это имя с арамейского как «сын полей», «сын вспаханной земли». Преподобный Серафим и вправду был сыном русских полей, происходя из глубинки крестьянской Руси. Промыслом Божьим он стал не просто наследником трудолюбивого и терпеливого, христианского духа русских крестьян, но и оказался одним из великих духовных плодов русской земли, по праву войдя в святцы Русской Церкви. А в этот же день 11\24 июня празднуется и память святого апостола Варнавы. Василий Николаевич Муравьёв, встречает в своей жизни преподобного Варнаву Гефсиманского, у которого он окормляется систематически, потому что для духовного роста духовническое окормление совершенно необходимо. И вот, батюшка Серафим в мантийном постриге принимает имя Варнава. А Варнава в переводе означает «сын утешения». И уже в схиме, принимая имя Серафим, он не утрачивает принятый от духовного отца своего благодатный дар утешения сердец человеческих благодатью Пресвятой Троицы. 

В житии святого Серафима Вырицкого мы находим много интересных свидетельств о том, какой он был милосердный. По воспоминаниям его супруги, ставшей в мантийном постриге монахиней Христиной, а уже потом схимонахиней Серафимой: «иногда, казалось, что Василий Николаевич хочет разориться». Так щедро был готов святой раздавать милостыню. Но мы понимаем, что желания разориться он конечно не имел. Наоборот, Василий Николаевич весьма рассудительно раздавал деньги, чтобы не разорить своё купеческое дело и не нанести вред тому, кому он милостыню подал. Супруга, как человек менее опытный, порой смотря на его необычайную щедрость, пугалась, что он так всё раздаст. Но несмотря на щедрость святой не терял рассудка, и продолжал с молитвой как купеческое дело, так и дела благотворительности.

Семья Муравьевых собирала к себе за стол на церковные праздники простых и бедных людей. У них это было, можно сказать, заведённым делом. В современном мире это отчасти, кажется, невероятным, чтобы богатые люди, пусть даже благочестивые и воцерковленые, приглашали к себе в дом, каких-то мало известных или совсем неизвестных бедных людей и сделали это правилом своей жизни. Да они могут принять людей, которые им интересны, наверное, тоже православные и вместе будут делать какое-то общее дело, бизнес развивать. Конечно, существуют благотворительные фонды, которые кормят бедных при храмах и под их эгидой. Но вот так, как была у Василия Николаевича в жизни эта живая смычка людей из разных социальных слоёв, чтобы это было не для телевидения, а, чтобы это было повседневной практикой, когда люди входят в твою жизнь и ты спокойно это допускаешь? Это совершенно другой менталитет. Конечно, отчасти можно объяснить это тем, что Муравьевы сами вышли сами из простых, народных семей. Но всё же это редкая открытость к иным людям, забытым миром и нуждающимся не только в деньгах или питании, но и в человеческом утешении.

Тема утешения других людей в жизни святого Серафима проходит красной нитью. Он всегда этим жил, этим дышал и во время войны, и во времена сложных катаклизмов государственных, социальных святой сохранял это внутреннее делание. Он прошёл вместе со всем русским народом и Первую мировую, и гражданскую, и вторую Великую Отечественную войну и всегда хранил тот мирный дух, о котором учил святой Серафим Саровский.

Известно, что батюшка Серафим общался с многими епископами и священниками будучи ещё мирянином. После преставления преп. Варнавы Гефсиманского (в 1906 г.) Василий Николаевич часто посещал Духовную Академию, общался с ректором Духовной Академии епископом Феофаном Полтавским, который был одним из немногих делателей умно-сердечной молитвы. Последнего даже назвали новым затворником, он умер в эмиграции, подвизался в пещере под Парижем. Кроме того, будущий преподобный имел общение с будущим епископом, тогда ещё архимандритом Николаем (Ярушевичем) – известным подвижником Русской Православной Церкви XX века. Будучи архимандритом Лавры и ее наместником о. Николай совершил постриг в монахи над Василием Николаевичем Муравьевым в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры в 1920г. Известна переписка преподобного с митрополитом Мануилом (Лемешевским), в записях которого было обнаружена беседа Бога с человеческой душой «От меня это было». Существует спор относительно авторства этого известного произведения, которое батюшка Серафим многим давал читать в те сложные времена почти как часть молитвенного правила. Оно настраивает на веру и живое трепетное ощущение Промысла Божия в личной жизни. Думается, независимо от авторства, в любом случае, это духовное произведение стало отражением содержания бесед старца Серафима и владыки Мануила. Не только мирянам, но и монахам в то суровое время гонений нужно было укреплять в себе веру в заботливое попечение Небесного Отца.

Имело место также общение преподобного Серафима и со священномучеником Вениамином Петроградским, который предложил ему остаться в Александро-Невской Лавре, а не ехать в Сергиев Посад, принимать постриг у могилы своего любимого духовника. Святитель Вениамин рукопологал преподобного в иеромонахи. Было и общение с владыкой Серафимом (Чичиговым), который любил батюшку Серафима и благословил его на исход из Лавры по состоянию здоровья, назначив ему для проживания поселок Вырицу, славную уже тогда своим целебным воздухом. Такое решение митрополита оказалось сугубо промыслительным, потому что совсем скоро Невскую Лавру закрыли и всех монахов арестовали. Известно многим также общение батюшки Серафима с будущим патриархом Алексием I (Симанским). В сложный период своих размышлений, оставаться ли ему в России или уехать в эмиграцию, епископ Алексий посетил старца и получил благословение оставаться на Родине для служения Церкви и верующему народу. Получил владыка Алексий и предсказание от батюшки Серафима, что пробудет 25 лет патриархом, что и исполнилось буквально. Патриарх Алексий I служил на своем высоком посту с 1945 по 1970 год. 

Список приходивших за советом и наставлением к старцу Серафиму духовных лиц и мирян можно продолжать без конца. Преподобный Серафим был очень известен среди народа Божия. Известен, в том числе тот факт, что родители нынешнего Святейшего патриарха Кирилла, отец Михаил Гундяев с матушкой Раисой неоднократно ездили к батюшке Серафиму. Сохранился синодик преподобного, в котором записано несметное количество имён людей, за которых молился преподобный Серафим.

Молится он и поныне «за всех и за вся», поминает пред престолом Божиим тех, кто помнит его земной подвиг и просит его духовной помощи! Молится «второй русский Серафим», старец всероссийский и за весь народ наш, за еще непознавших Христа, за пьющих и заблудщих, за губящих младенцев своих во утробах, за бросающих детей рожденных на произвол судьбы, за утопающих в роскоши и очарованных деньгами и гламуром, за грабящих отечество и предающих его… Молится, чтоб покаялись, не прожигали жизнь свою и близких, не приносили в жертву врагу рода человеческого свои бесценные души. Просит Христа Спасителя, угодник новоявленный, с сонмом всех святых наших, помиловать народ российский и землю нашу, привести как можно больше людей к богопознанию и самопознанию. Молится Преподобный, чтобы смогли мы дать место силе Божией действовать свободно и непреткновенно в наших судьбах!

Преподобный Серафим – наш праведник и патриот земли русской, не оставивший Родину в тяжелейшие годы огненных испытаний, молится за наше Отечество также пламенно как молился родину в страшное время гонений и Второй мировой Войны. Будучи тяжело больным, он старался повторить подвиг моления на камне преподобного Серафима Саровского, а ныне предстоит престолу Святой Троицы, уже не обремененный болезнями, но прославленный благодатью Божией и исполненный великого дерзновения, как верный ученик Христа.

 

Поделиться ссылкой с друзьями: