Меню

О содержании занятий с воспитанниками детских домов

"Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить".
К.Н. Ушинский

"Мы становимся лучше, когда вы приходите".
Сергей, 10 детский дом

Слава Богу – администрация детского дома разрешила нам приходить к детям и заниматься с ними чем-нибудь полезным…

Да, и чем же именно? В чем состоят наши задачи? Чем именно и как должны мы заниматься с детьми? Не превратятся ли наши занятия в простые «развивашки», т.е. упражнения на ловкость, память, сообразительность, приправленные постановками и фильмами на тему «общечеловеческих ценностей»? Или, наоборот, не перегрузим ли мы детей сухим катехизисом так, что они будут знать о Боге, но не научатся знать Бога и пребывать в Нем, не научившись доброделанию и преодолению своих страстей?

Итак, с чего начать?

Начинаем с подготовки к занятиям

Прежде всего, начинаем с молитвы

Разумно начать с того же, к чему мы призываем детей – обратиться к Богу. Готовимся ли мы к занятиям, приходим ли мы к детям - будем молиться Господу, чтобы он умудрил и просветил нас, помог соработничать Ему в деле духовного вскармливания детей, помог нам привести их к Нему.

Забегая чуть вперед, скажем, что молитва поможет нам и в детдоме, где нас часто ожидают сложности. Дети могут отвлекаться, пропускать наши глаголы мимо ушей, уходить с занятий, шуметь, возиться, ссориться, сквернословить, даже глумиться над святынями. В этих случаях молитва – и про себя, и вслух, нараспев - незаменима и творит больше, чем наши вразумления и увещевания. Она поможет нам не растеряться, не смутиться и не пасть духом.

Итак, молимся Господу, молимся Пресвятой Богородице, читаем молитвы о детях из молитвослова или молимся своими словами. Узнаем, кто из детей крещен и подаем за них записки. В некоторых храмах принимают записки за сирот без пожертвований. Если такового поблизости нет, можно подать одну большую записку за 10 рублей в часовне Св. Иоанна Сочавского на Сенной. Или написать на адрес olemovch@gmail.com список имен, который нужно передать в алтарь.

Разумеется, молимся и св. Серафиму Вырицкому, нашему небесному покровителю. Или вот св. Иоанн Кронштадский - он сам преподавал Закон Божий деткам и знает, что и как. Св. Княгиня Елисавета, устроительница приюта для сирот. Святые, начавшие подвизаться еще детьми - Св. Евфросиния Полоцкая, Св. Царственные страстотерпцы, Св. Петр Московский. Св. Сергий Радонежский. Святые-дети – Св. Артемий Веркольский, Св. Вера, Надежда, Любовь и мама их София. Св.Мария Магдалина - она так страдала от "семи бесов" (а детки наши тоже, бывает, страдают) - а потом так горячо, убежденно и радостно благовествовала.

Умудряемся…

Св. Григорий Богослов напоминает нам: «Прежде всего необходимо себя очистить, а затем других учить чистоте; прежде всего следует себя сделать мудрым, а затем других учить мудрости, прежде всего следует самому стать светом, а затем других просвещать, следует прежде всего самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему, следует прежде всего самому стать святым, а затем других освящать».

Иными словами, мы не сможем научить детей тому, чему не учимся сами. Действительно, и священноначалие, и приходские батюшки, ведущие воскресные школы неустанно напоминают, есть ряд определенных требований, без которых заниматься с детьми по-православному просто немыслимо.

Во-первых, это укорененность в литургической жизни Церкви, молитва и получение духовного окормления. Вспомним правило VI Вселенского Собора, напоминающее о том, что мы, пропуская более трех литургий без уважительной причины, отлучаем себя от Церкви. Пребывая вне Церкви, вне Христа, мы неминуемо потерпим поражение, ибо не сможем привести детей туда, где находимся сами.

Во-вторых, это непреклонная борьба с собственными страстями. Если мы не различаем и не учимся различать в себе греховные влечения и отторгать их, странно думать, что мы сможем научить этому детей. Позволительно ли думать, что сестра, состоящая в блудном сожительстве, сегодня прикрывающемся названием «гражданского брака», сможет научить детей целомудрию? Удастся ли лицедею научить детей правде Божией? Как сможет привить ребятам кротость и смирение самоуверенный волонтер, кичащийся сознанием собственного доброделания? Научим детей борьбе с грехом, если наша собственная борьба ограничивается общей исповедью пару раз в год? Неправославные занятия, проводимые невоцерковленными волонтерами, могут быть в какой-то мере полезны, чтобы занять, развлечь, повеселить детей, развить те или иные психофизиологические качества ребенка. Но они не приведут ребенка к Богу – напротив, могут скорее повредить ему, ибо слепой, водительствующий слепым, то есть далеким от Христа человеком, рано или поздно упадет в яму (ср. Лк.6:39). Развитие ребенка не в Боге способствует отнюдь не гармоничному росту личности, а разрастанию гордости маленького человека.

В-третьих, если мы занимаемся с детьми, нам будет полезно повысить уровень своего богословско-педагогического образования. Если малыши будут, скорее всего, принимать на веру каждое наше слово, то уже младшие школьники и особенно подростки будут стараться постичь суть и задавать вопросы, на которые знает ответы далеко не всякий взрослый, считающий себя православным. Что такое первородный грех и почему мы должны отвечать за Адама и Еву? Если Христос – Бог, то как получилось так, что Он умер? А если Он – человек, то почему Он – Господь и Спаситель? От чего и как Он спасает? Если Бог создал всех, то почему у Него Матерь Божья? И вообще, если Бог добрый, все знает и все может, то откуда на земле столько зла и боли, и почему я молюсь уже так долго, а мои родители ко мне все не приходят и не приходят? На все эти вопросы нужно уметь дать православный ответ, стало быть – нужно его знать.

Кроме детей, рядом будут воспитатели. Они, - а зачастую и сами дети, особенно старшие, могут сочетать в себе пеструю смесь псевдоправославных и любых других представлений, вплоть до оккультных. Например, что все религии ведут к одному богу. Или что бог должен быть в душе, а в церковь ходить – пустая трата времени, потому что… Или что гадания – это часть нашей культуры, и потому приветствуются. И мы должны знать, как вести себя во всех этих случаях, чтобы наши разъяснения были православными, но при этом никого не обижали.

Здесь нам не обойтись без книг, лекций и проповедей – словом, просвещения. Если есть возможность – было бы очень полезно закончить Свято-Иоанновские богословские педагогические курсы. Это – одна из лучших возможностей богословского образования для мирян (причем с педагогическим уклоном!) не только в нашей Епархии, но и в целом в православном мире.

Вторая возможность – чтение. Помимо ежедневного чтения Евангелия, нам необходимо было бы освоить Пособие Детской Миссии, содержащее основные знания о православии. Что читать еще? За советом можно обратиться к духовнику, куратору или к методисту Епархиального отдела религиозного образования и духовного просвещения (ЕОРО, www.eoro.ru). Что касается вероучительной части, нам, вероятнее всего, посоветуют труды Св. Игнатия Брянчанинова, Св. Иоанна Кронштадтского, Св. Феофана Затворника, Св. Амвросия Оптинского. Из более современных подвижников – письма Иоанна Крестьянкина, Никона Воробьева, Иоанна Маслова. Если нет времени на многочасовое чтение – хотя бы две-три страницы в день, но регулярно. И Евангелие. Пятнадцать минут чтения напитают нас на весь день. Полезно не только читать, но и слушать. Великолепные возможности для скачивания православных лекций и проповедей дает портал www.predanie.ru. При том, что мы, как правило, проводим в дороге часа два в день, мы можем впитать в себя множество знаний. Особенно можно порекомендовать аудиозаписи проф. Алексея Ильича Осипова и проповеди прот. Димитрия Смирнова. Они помогут нам не только обогатиться духовно, но и вооружиться жизненными примерами, сравнениями и самой методологией построения вероучительной беседы. Если же мы собираемся заниматься не только с младшими детьми, но и с подростками (а ими через пару лет станут наши младшие), то эти аудиоматериалы, а также На том же www.predanie.ru можно послушать катехизические беседы священников Андрея Черняка и Георгия Чистякова.

Это – богословская сторона. К ней добавляется еще и педагогическая – ведь нам нужно не просто знать и уметь, но и делиться знаниями-умениями с ребятами. Лучше начинать с трудов церковных педагогов – руководителя EОРО прот. Александра (Зелененко), православных педагогов и психологов Ирины Николаевны Мошковой и Светланы Юрьевны Дивногорцевой, прот. Василия (Зеньковского), Н.Пестова, С. Куломзиной, монахини Магдалины. Списки литературы, рекомендованной ЕОРО, можно найти здесь (педагогика) и здесь (катехизация). Замечательные материалы по православной педагогике можно найти на сайтах http://www.didaskal.ru/ и http://www.portal-slovo.ru/pedagogy.

Что касается работ светских авторов, то заметим, что если педагогика и психология отделены от православия, то они отсекают себя и от Божественной истины. Поэтому они представляют нам (в лучшем случае) правдивые описания проявлений падшего человеческого естества, но не дадут нам ни целостных, ни достоверных теоретических представления о ребенка, ни единства целей и методов воспитания и образования, ни практических навыков к развитию боголюбия в детях. Педагог суть детоводитель, но нам важно вести детей не куда глаза глядят, а к Богу. Поэтому, при всем изобилии педагогических и психологических трудов, нам следует выверять их святоотеческим мнением.

Важная особенность: наши дети – это сироты и социальные сироты. Многие пережили тяжелое насилие, психотравмы, депривацию. Многие дети – коррекционные, имеют телесные увечья, задержку развития, дефициты внимания и памяти, нарушения органов чувств, моторики, речи. Православной литературы по педагогике и психологии таких детей очень, очень мало. Чем-то могут помочь материалы Александра Гезалова и Надежды Афанасьевны Дробышевской (последняя предлагает также список литературы для работы с детдомовскими ребятами, которым там трудно себя вести, что их отсылаю в в психиатрию). Но во многом методику православных занятий с детдомовцами придется, с помощью Божией, разрабатывать нам самим. Это одна из причин, почему нам так важно записывать свою деятельность в виде отчетов. Во-первых, отчеты помогут нам выстроить последовательную, цельную работу. Во-вторых, они будут подспорьем новичкам, чтобы они (или мы сами), начиная служить в очередном детском доме, не терялись в наплыве идей, но могли опереться на готовые наработки и творчески их развить.

Заметим, что совершенствоваться по части богословия и педагогики нам придется уже по ходу собственно занятий с ребятами – долгих лет на подготовку у нас не будет.

… смиряемся

Добровольцам, приходящим в детские дома (а также больницы, хосписы другие социальные учреждения учреждения «для малых сих») – свойственно желание помочь

обездоленным и несчастным, поделиться с ними любовью и добром. Однако зачастую наши благие порывы бывают сопряжены с ошибками, произрастающим из трудно замечаемого отсутствия смирения. Нам нравится думать, что мы делаем доброе дело, которое должно непременно сопровождаться тем, что дети духовно возрастают на наших глазах, воспитатели рассыпаются в благодарностях, а мы сами находим непременное признание и поддержку у наших близких и соработников. Действительность, как правило быстро развенчивает наши мечты. Дети нередко посылают нас трехэтажным матом или срывают уроки, воспитатели косятся на нас с холодком, близкие обижаются ввиду возросшего невнимания к ним, а в группе добровольцев начинаются трения. Вместо радости мы можем почувствовать бессилие, опустошенность и горечь. На смену горению приходит выгорание. Именно поэтому среди всех добровольных помощников так велика текучесть. У выгорания есть и антипод – самомнение и гордыня от прЕлестного обольщения собственным доброделанием («какая я хорошая»). Данное состояние рано или поздно кончается падением, то есть оставлением служения.

Как избежать этих опасностей? Способ один - смирение. Даже если в нашем детском доме пока все ладно, не забудем о том, что мы (в лучшем случае) «рабы ничего не стоящие» (Лк.17:10), и без Божьей помощи «не можем творити ничесоже» (Ин.15:5). И что нам нужно сильно и много потрудиться, чтобы стать хоть немного достойными миссии учить детей Слову Божьему (ср. Иак.3:1 ). Но не будем при этом впадать в другу крайность (особенно если что-то не получается)- то есть отчаиваться и опускать руки. Если мы христиане или хотим быть христианами, то у нас нет иного выхода, кроме как поступать по Слову Христову. И касательно работы с детьми у нас есть четкие Его указания, подчеркивающие, что Церковь не может не благовествовать, и наша миссия благовествования и доброделания должна служить, прежде всего, самым слабым, самым и обездоленным, в числе которых и сироты (ср. Мф. 28:19, Мф.5:19, Лк. 9:47).

Итак, будем, с помощью Божией, стараться наилучшим образом выполнять то, что можем, благодарить Господа за все и просить Его, чтобы служение наше увенчалось благими плодами – даже если они произрастут через много лет и для нас незаметно.

Начинаем заниматься с детьми

О программе

Итак, мы в детском доме. И, предположим, решили заниматься с детьми не танцами, не икэбаной с элементами фен-шуй, и не изготовлением фигур из кусков мыла, а – православием. Потому что и развитое эстетическое чувство, и четкая координация мелкой моторики, и быстрое чтение, и способность работы в группе, и все то многочисленное, что пытаются развивать в детях, приведет их – если жизнь их не будет устремлена ко Христу – в лучшем случае к росту самомнения и гордыня. Вспомним, что еще замечательный педагог К.Д. Ушинский отмечал, что «педагогика без Христа – безголовый урод», и будем

вместе с нашими питомцами искать, «прежде Царства Божия», а уже все остальное – как приложение к нему (ср. Мф. 6:33).

Итак, уроки православия – но как?

Первый вопрос – нужна ли программа занятий? Опыт показывает, что да, нужна. Хотя бы в виде последовательного перечня тем, которые бы будем открывать детям. Это – минимум, к которому желательно продумать наперед и содержание уроков, и домашние задания, и вопросы к детям, и наглядные пособия, и – самое главное: как нам преподать детям ту или иную часть Закона Божьего так, чтобы он была для них живой и интересной. Составление программы займет некоторое время, но без нее наши уроки, как показывает практика, превращаются в бессистемные беседы, дающие детям, в лучшем случае, россыпь несвязанных между собой знаний. Не ощущая целостности, связи между занятиями, дети зачастую просто теряют к ним интерес.

Что должно входить в программу? Понятно, что основные православные представления о видимом и невидимом мире (о Боге, о собственной душе, о происхождении и предназначении людей, о падении людей и появлении зла в мире, о домостроительстве спасения, о подвиге Христа Спасителя). О Церкви Христовой и о примерах святых. Нужно также понимание того, зачем мы ходим в церковь, что происходит во время богослужения и совершения таинств, в чем смысл Великих праздниках. Очень важно не просто создать у ребят отвлеченно представление о Боге, но научить общаться с Живым Богом посредством молитвы и чтения Слова Божия.

Действительно, наши занятия посвящены и обращены к Богу, и потому естественно начинать и завершать их именно молитвой. Возможно, дети поначалу не захотят молиться с нами.

Может быть, они будут шуметь, возиться, смеяться. Не будем смущаться – ведь даже нам молитва дается порой нелегко, мысли отвлекаются. Детям еще не понятны все слова молитвы и сам ее священный смысл, поэтому они могут легко отвлекаться. Пройдет время – навыкнут. Начинать лучше с коротких, понятных молитв – «Слава Богу», «Господи, благослови», «Господи помилуй». Если в начале занятий мы читаем молитвы «Царю небесный» или «Отче наш», важно постепенно объяснить детям их смысл – лучше не все сразу, а в течение нескольких занятий, слово за словом. Если получится, можно просить читать молитву кого-то из ребят. Можно не читать, а петь – пение привлекательнее для слуха детей. Лучше, пояснив, к Кому мы обращаемся подбодрить детей, чтобы во время молитвы они встали, а не сидели,развалясь на диванах. А вот во время урока дети, скорее всего, сидеть устанут, и тогда их можно поднять на молитву еще раз, в середине урока.

Еще одной неотъемлемой частью наших занятий должно стать регулярное чтение Св. Евангелия (по крайней мере, в его переложении для детей, хотя данный вопрос – читать сам богодухновенный текст или его переложение для детей, является спорным). Мы не сможем передать детям учение Христа лучше, чем Писание. И мы не сможем найти более святой источник воспитания нравственности, сострадания, любви, чем Евангелие. Чтение Евангелия – один из способов богообщения, и мы должны открыть его детям.

Заметим, однако, что детям нелегко бывает воспринимать чтение на слух, поэтому полезно будет показывать изображения, иконы, иллюстрации. При этом рисунки, выполненные в стиле православной иконописи несравненно лучше, чем зачастую аляповатые и слишком приземленные изображения Христа, которыми нередко пестрят детские Библии. Иконописные изображения имеются почти для всех воскресных чтений, их легко найти в Интернете. Если есть возможность, можно заказать в Российском библейском обществе «Библию в коротких рассказах», иллюстрации которой (а их множество) приближены к иконописным. Что касается видеоматериалов, лучше всего пользоваться пособием Детской миссии. Немало полезного можно найти на порталах www.predanie.ru и www.tvspas.ru. А вот, например, западные мультфильмы, рассказывающие о библейских событиях, но мы их отвергли, сочтя карикатурой на Христа.

Самостоятельно разработать полноценную программу преподавания вероучительных дисциплин детям, тем более детдомовцам, - непросто. Но мы имеем замечательные возможности ознакомиться с богатым опытом коллег, то есть обратиться к уже готовым пособиям и разработкам.

Первое из таких пособий – «Основы православия», составленное сотрудниками «Детской миссии» для подготовки занятий с воспитанниками детских домов. Написанное на высоком богословском уровне, это пособие содержит глубокие и многосторонние знания основ православия, а также предлагает красочные, трогательные видеоматериалы, наглядно отображающие то, о чем мы рассказываем детям. Ценно и то, что при создании пособия учитывались возрастные особенности воспитанников и разный уровень их исходных знаний. Тем не менее, как подчеркивается в предисловии, «данное пособие предназначено не для детей, а исключительно для преподавателей, чтобы дать им материал, необходимый для подготовки занятий с детьми».

Поэтому нам могут существенно помочь методики, авторы которых вот уже много лет работают в общеобразовательных и воскресных школах. Называясь по-разному («Основы православной культуры» прот. Виктора Дорофеева и О.Л. Янушкявичене, «Духовно-нравственная культура О.О. Осадчей, «Добрые уроки-наставления» иер. Алексия Мороза и Т.А. Берсеневой, «Мироведение» Л.В. Суровой, «Основы православного мировоззрения» О.В. Силантьевой и иер. Максима Шиткина, «Основы православной культуры» о. Андрея Кураева и другие), эти методики, успешно опробованные на практике, представляют собой целостную, взаимосвязанную программу уроков, рассчитанных на несколько лет. К ним прилагается необходимый методический материал – структурированный план и содержание урока, рассказы к обсуждению, наглядные пособия, раскраски, домашние задания, игры. Особенно ценны методики, состоящие из учебника для детей, рабочей тетради и методического пособия для педагога. Важно и то, что методики рассчитаны, как правило, на несколько лет занятий.

Где взять эти учебники? Лучше всего прийти на консультацию в методический кабинет уже упомянутого нами Епархиального отдела по религиозному образованию и духовному просвещению, где можно ознакомиться со лучшими из учебников. Можно обратиться к нам по адресу olemovch@gmail.com, и, если материалы будут отсканированы, можно будет их получить.

Нам особенно нравится учебники прот. Виктора Дорофеева и О.Л. Янушкявичене «Основы православной культуры». Этот курс рассчитан на семь лет, содержит много наглядного материала, вопросов к обсуждению, раскрасок, поделок, ненавязчивых домашних заданий, направленных как на усвоение материала, так и на нравственный рост. Кроме самого учебника, есть рабочая тетрадь и методичка для педагога. Можно тоже написать нам и получить их в отсканированном виде.

Что касается программ, уже выложенных в сети в готовом виде, можно посоветовать ознакомиться с материалами, выложенными на сайтах Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ http://media.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=182&Itemid=131 и http://www.prokimen.ru/cat_index_28.html (несколько программ для разных возрастов). Интересная программа для воцерковления ребят есть на сайте Воскресной школы Спасо-Парголовского храма. Может быть полезно ознакомиться с опытом коллег на сайте http://katechio.narod.ru/ и http://kids.trinity-church.ru/.

Из программ, по которым волонтеры «Детской миссии» уже проводят с ребятами занятия, можно посоветовать, например, программу Любови Соломахи (вот программа, а вот приложение к ней).

Основная цель наших занятий – не сообщить ребятам набор знаний о Боге, но научить их знать Бога, что достигается чистотой жизни и борьбой со своими страстями. Наша задача - разъяснить детям, что есть грех, и в чем состоит его губительность, привить им навык противостояния греховным побуждениям, призывания Господа в искушениях, доброделания и взращиванию прекрасного сада своей души в конкретных условиях их детдомовской жизни. Без этого наши занятия станут сводом сведений, которые дети не будут уметь применять в жизни.

Важно, чтобы в наших занятиях с детьми делался упор на нравственную составляющую православной культуры. Занятия должны действенно сказываться на поведении детей. Знания, передаваемые нами, должны выражаться в поступке, а не только «нагружать» детей сводом сухих сведений. Недостаточно, чтобы дети просто знали о Боге, - важно, чтобы они знали Бога, познали опыт соприкосновения с Ним, приобретаемый благодаря борьбе с грехами, исправлению себя, покаянию – на том уровне, на котором это доступно ребенку. Наши занятия призваны к тому, чтобы пробудить совесть, привить навык видеть своего «внутреннего человека», понимать внутренние причины своих поступков и пресекать внутренние побуждения ко злу. Мы трудимся, чтобы дети научились отличать добро от зла и выбирать в своем поведении добро.

Чаще всего надежда на улучшение поведение детей – важный, если не главный повод, побуждающий администрацию детдомов пускать нас к детям. Детский дом – и мы тоже – хотим, чтобы дети не просто знали о православных праздниках и умели перекрестить себя, но чтобы они не обзывались, не оскорбляли друг друга, не дрались, не сквернословили, не врали, не курили, были более послушными, отзывчивыми, сострадательными, делали добрые дела. Если мы обсудим с администрацией и воспитателями, как мы могли бы помочь детдому практически исправить неблагополучные виды поведения детей, то это упрочит наш союз и соработничество с детдомом.

Может показаться, что часа наших занятий в неделю может быть мало, чтобы основательно повлиять на поведение ребят. Однако воспитатели часто утверждают противоположное, подчеркивая, что к сотрудникам детдома дети привыкают уже настолько, что пропускают их наставления мимо ушей или даже явно противостоят им. В отличие от этого, наши занятия – особенно если на них царит особый дух благоговения, радости, праздника, любви, и мы, при всех наших немощах, подаем детям, с помощью Божией, добрый пример – могут существенно повлиять на детей и запечатлеться в их памяти. Это же порой отмечают и дети – так, один подросток сказал нам «Мы становимся лучше, когда вы приходите».

Тем не менее, подчеркнем, что нам важнее, не чтобы дети становились паиньками (скорее всего, они ими не станут), но чтобы они, приобретя опыт борьбы со своими грехами, ощутили свою немощь и научились прибегать к Богу, когда их душами овладевает душевная буря.

Как мы можем помочь развить в детях навыки доброго поведения? Церковь учит нас, что главное – личный пример. А вот морализаторский монолог и даже пылкая проповедь о том, «как надо и не надо делать» вряд ли достигнет ожидаемой цели. Более действенными будут беседа, обсуждение на ту или иную тему, когда мы с помощью продуманных вопросов можем подвести ребят к верным выводам. При беседе интереснее не морализаторствовать, но подумать с ребенком вместе так, чтобы искомый ответ родился у него самого.

Полезно чтение историй и просмотр фильмов с последующим обсуждением. Однако дети часто умеют правильно отличать добрый поступок от злого и говорить, как следует поступить в той или иной ситуации, но при этом вести себя противоположным образом. То есть ребенок знает, что врать плохо, но врет. Поэтому нам очень помогут игры, в том числе ролевые, в которых навыки доброго поведения закрепляются практически. Некоторые из них есть в пособии Детской миссии. Сотни игр и материалов для обсуждений содержится в книгах по нравственному воспитанию А. Лопатиной и М. Скребцовой. Игры и методики обсуждений можно найти также, набрав в поисковике слова «классный час». Мы получим десятки подробно подготовленных уроков на любые темы – дружба, взаимопонимание, благодарность, честность, заботливость, мужество и т.д. Заметим, однако, что все эти методики – светские, то есть нам придется скорректировать их.

С пробным примером «нравственной части» программы, введенной по инициативе дирекции 10 детского дома, можно ознакомиться здесь.

Ясно, что ключевое значение для духовно-нравственного возрастания детей имеют Таинства. Ребенку нужно понимать, зачем вообще следует становиться лучше, для чего нужно исправляться. Чувствуя мир, радость, любовь, воцаряющиеся в душе после исповеди и причастия, при молитве, доброделании и противостоянию своим грехам – а подвиг этот доступен уже и малым – душа ребенка может усвоить себе это благодатное ощущение присутствия Божия и желать не расставаться с ним, не променивать его на леденящее или сжигающее душу действие страстей.

Не забудем и то, что дети есть дети. Ребята любят играть, двигаться, рисовать, творить, смотреть фильмы и другие наглядные материалы, которые легко показывать с ноутбука. Им трудно будет воспринимать материал, если урок будет построен в форме монотонного рассказа. На уроках лучше задавать детям побольше вопросов. Церковные педагоги советуют перемежать наши вероучительные наставления (не более 10-15 минут) с творческими заданиями (поделки, рисунки, раскраски). Детям может быть трудно долго сидеть на месте, из-за чего они могут просто встать и покинуть занятия. Поэтому нам лучше самим дать ребятам возможность подвигаться – встать и помолиться, или поиграть в одну из «нравственных игр». Однако если дети будут сидеть перед нами, развалясь на диванах, то это вряд ли создаст плодотворную рабочую атмосферу. Может быть полезнее посадить их за стол или за парты – попробовать, как лучше. Очень важен телесный контакт с детьми – погладить по головке, взять за ручку, прижать к себе, посмотреть внимательно и долго в глаза.

Что еще важно? Вероятно, домашние задания. Хорошо под конец урока предложить детям рисунок, раскраску, поделку, или даже фильм, который они могли бы просмотреть. Это – отличная связка с последующим уроком, который полезно начинать с повторения предыдущей темы.

Не забудем и о доброделании. Душа очищается и возрастает добрыми делами, и мы всегда сможем найти для них повод и возможность. Нарисовать открытку для именинника или для товарища в больнице, сделать что-нибудь приятное кому-нибудь из ребят или воспитателей, соорудить кормушку, или (скорее для старших ребят) посетить блокадников, насельников богадельни, приют для бездомных, детскую больницу – в этом воспитатели могут пойти нам навстречу.

И дети, и воспитатели очень любят поездки и экскурсии. Они сплотят нас и позволят нам поделиться с ребятами множеством полезных знаний. Мы можем посещать не только храмы, но и музеи, и дельфинарий, и планетарий – все, что может свидетельствовать нам о красоте Божьего мира и праведности наших православных соотечественников. Программу поездок можно посмотреть здесь.

Важно обращаться за советом и помощью к воспитателям. Они знают детей много лучше, чем мы. Очень накануне или перед занятиям согласовывать его с воспитателем, т.е. рассказать, чем мы будем заниматься. Необходимо заранее попросить воспитателя собрать детей перед занятием. В противном случае может быть так, что мы придем и оторвем детей от интересной игры или телевизора, дети будут слушать нас неохотно, и занятие может просто сорваться. После урока можно попросить воспитателя оценить его, сделать свои замечания. Это, кроме всего прочего, создает и дружелюбный, доверительный дух соработничества с воспитателем.

Заметим, что с воспитателем и уж тем более с дирекцией лучше не спорить и их не поучать. Предлагая свою точку зрения, важно уметь вовремя остановиться. Воспитатели – люди разные, не обязательно воцерковленные, и на первых порах лучше «немощного в вере принимать без споров о мнениях» (Рим. 14:1). Если у нас установятся добрые, долгосрочные отношения, то воспитатели сами будут обращаться к нам с вопросами о вере, и мы – и дети, и детоводители – сможем идти к Господу вместе.

Помоги нам в этом, Господи!

Александра Матвеева (Мовчанюк)

 

Помочь детям 👉