Меню

О молитве св. Ефрема Сирина в переложении А.С.Пушкина

Предлагаем вашему вниманию материал о Молитве св. Ефрема Сирина в переложении Александра Сергеевича Пушкина.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
1836 г.

«Сре­ди мно­же­ства про­ник­но­вен­ных великопостных мо­литв и пес­но­пе­ний особен­но вы­де­ля­ет­ся од­на, суммирующая в се­бе глав­ные ве­хи на пу­тях духовного восхож­де­ния. Она при­над­ле­жит восточному от­цу Церк­ви св. Еф­ре­му Си­ри­ну (ок. 306–373 гг.), за­слу­жив­ше­го у совре­мен­ни­ков по­чет­ное про­зви­ще «си­рий­ско­го про­ро­ка». На­пи­сан­ная в ори­ги­на­ле (на си­рийс­ком язы­ке) сти­ха­ми, эта мо­лит­ва, из­вест­ная как «Молитва преподобного Ефрема Спирина», звучит в на­ших храмах в рит­ми­зи­ро­ван­ном сла­вян­ском прозаическом пе­ре­во­де. Творит­ся она с вы­со­кой
ве­ли­ко­пост­ной торже­ствен­но­стью.

В 1836 го­ду один пе­тер­бург­ский прихожанин дал пе­ре­ло­же­ние этой глубокой и про­ник­но­вен­ной мо­лит­вы в алек­сан­дрий­ских сти­хах, от­ли­ча­ю­щих­ся боль­шой смыс­ло­вой точ­но­стью.

Прихожанин, вни­ма­ю­щий сло­вам ве­ли­кой мо­лит­вы, – Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин. Нам пред­став­ля­ет­ся в выс­шей сте­пе­ни приме­ча­тель­ным, что эти толь­ко что прозву­чав­шие стро­ки бы­ли на­пи­са­ны им ле­том, 22 июля 1836 го­да, спу­стя по­чти четы­ре ме­ся­ца по окон­ча­нии Ве­ли­ко­го поста (Пас­ха в тот год при­хо­ди­лась на 29 мар­та). Это зна­чит, что дав­но от­зву­чав­шая в хра­мах мо­лит­ва зву­ча­ла в его серд­це непре­стан­но.

Сти­хо­тво­ре­ние «От­цы пу­стын­ни­ки...» входит в неза­вер­шен­ный «Каменноостровский цикл», свидетельствующий о ду­хов­ном самоуглублении по­эта, ви­ди­мо, предчувствовавшего, что ско­ро ему суждено пред­стать пред Су­ди­ёй вся­че­ских. От­сю­да и ве­ли­ко­пост­ные – по­ка­ян­ные и про­щаль­ные – мо­ти­вы.

И дей­стви­тель­но, услы­шать на земле мо­лит­ву Еф­ре­ма Си­ри­на в Ве­ли­ком посту следующего го­да, «ра­бу Бо­жию Алек­сан­дру» уже не до­ве­лось. Пас­ха 1837 го­да бы­ла позд­няя, 18 ап­ре­ля (по юлианскому ка­лен­да­рю), и Пост на­чи­нал­ся 1 мар­та, а сре­да Сыр­ной сед­ми­цы, ко­гда впер­вые зву­чит в пра­во­слав­ных церк­вах эта мо­лит­ва, при­хо­ди­лась на 24 фев­ра­ля. Ро­ко­вой выстрел у Чер­ной реч­ки гул­ко гро­мых­нул в мо­роз­ном воз­ду­хе че­тырь­мя неде­ля­ми ра­нее.

По зна­ме­на­тель­но­му сов­па­де­нию, А. С.Пуш­кин умер на дру­гой день по­сле памя­ти свя­то­го Еф­ре­ма Си­ри­на, со­вер­шае­мой Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 28 ян­ва­ря по Юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю. В XX и XXI столетиях оба этих со­бы­тия – при переводе их на но­вый ка­лен­дар­ный стиль – сов­па­да­ют и вос­по­ми­на­ют­ся на­ми од­новре­мен­но – 10 фев­ра­ля.

Вспом­ним се­го­дня об этих двух по­этах. В чем-то они диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны, но то, что их
на­все­гда со­еди­ни­ло, – вряд ли мож­но на­звать слу­чай­но­стью».

Из статьи Ю. Ру­бана, кан­д. ис­т. на­ук,
кан­д. бо­го­сло­вия

Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», он пережил кризис и поиски веры. Эти поиски не были напрасны.

Все последние произведения Александра Сергеевича наполненны духовными размышлениями, религиозным смыслом. После ранения, полученного на дуэли, он исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.

Помочь детям 👉