Меню

"Кого мы хотим воспитать и как воспитывать?"

Друзья, предлагаем вашему вниманию статью Киры Кузнецовой "Педагогическое бездействие как одно из самых сильных педагогических действий"
 

«Дай, Господи, мне разумение, как и когда подобает мне действовать. Когда с необходимой строгостью и твердостью, когда со снисхождением и милосердием, а когда оставлением, молчанием
и молитвой». (Из утренней молитвы учителя)

Среди многочисленных вопросов воспитания основополагающими можно признать следующие два:
кого мы хотим воспитать (какого человека) и как воспитывать?


Задаваясь этими вопросами и душой болея за воспитание детей, родители и учителя находятся в постоянном поиске методов, подходов, сознательно или интуитивно стремясь донести до ребенка истины, которые взрослые считают необходимыми. Однако любое педагогическое действие на самом деле должно иметь своим предшественником добротное «педагогическое бездействие», под которым следует понимать не беспечность или безответственность, а мудрое ожидание подходящего момента и тщательный отбор используемых слов и методов.

Родителям и учителю важно, прежде всего, установить личностный контакт с ребенком.
Личное общение, то, как оно складывается, как ребенок чувствует и проявляет себя в этом общении — определяющий фактор духовно-нравственного развития личности.

Святые подвижники благочестия, христианские педагоги и мыслители в рассуждениях о вопросах воспитания и общения с детьми часто подчеркивали необходимость взрастить в душе подростка свободную тягу ко всему доброму и высшему.

В воспитании мы воздействуем своей волей на волю ребенка, причем не всегда сами осознаем, какого рода волю направляем на него, принуждая следовать определенным нормам и правилам поведения. Однако результат зачастую получается обратный, по слову преподобного Порфирия Кавсокаливита: «Принуждение вызывает у людей сопротивление. Ты говоришь человеку „сделай это“, а он не делает, потому что это ты ему сказал. В нем поднимается волна противодействия, и он игнорирует твои слова».

Противоположный подход: родители полагают, что ребенку не нужно прекословить, чтобы он рос и развивался самостоятельно. Тем самым мы можем наблюдать две крайние и неприемлемые для христианской педагогики методики: в первой мы подавляем волю ребенка своей волей, своими действиями, а в другой мы не воспитываем волю в ребенке своим попустительством. Поэтому обратим внимание в первую очередь на то, как творчески подходить к процессу общения, как доносить до ребенка какие-либо истины, корректировать его поведение, отношение.

В первую очередь обратимся к примеру Богочеловека Христа, Который навсегда останется высшим идеалом Божественного Педагога. В труде «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» святитель Иннокентий Херсонский, размышляя об общении Спасителя с будущими апостолами, отмечает, что оно меньше всего было похоже на систематическое обучение вероучительным истинам, скорее оно походило «на обыкновенное, свободное общение отца с детьми, опытного наставника с юными друзьями. Господь нередко предоставлял учеников Своих самим себе, всегда позволял им действовать с полной свободой, как бы наедине, не входя прямо в их разговоры и прекословия: только постоянно наблюдал за ними, а по временам давал понять, что от Него не сокрыта ни одна их мысль, ни одно желание; что Его дух присутствует между ними и тогда, когда считают себя наедине».

Из этого евангельского примера христианский педагог должен извлечь живой и богатый опыт построения свободного, но одновременно назидательного общения с детьми. Прежде всего, дети должны чувствовать в родителе или учителе опытного наставника и друга, на которого можно положиться. Это, на самом деле, первейшая, но и сложнейшая задача педагога. Гораздо легче передать ребенку определенную дозу информации, полагая на этом свою миссию исполненной.

Задача стать другом, заслужить доверие требует, можно смело сказать, целого жизненного подвига. Педагогу-воспитателю, по мысли сщмч. Фаддея Успенского, необходимо обладать наблюдательностью, которая «предполагает способность снизойти до детских мыслей и чувств, поставить себя на место детей», что может помочь найти общий язык с ребенком. Дети и подростки глубоко воспринимают внутренний настрой взрослого человека, расположен он к ним или нет.

Самая главная основа воспитания — оно строится на любви, доброте, понимании и принятии.

Зачастую взрослые занимают оценивающую позицию по отношению к детям, имея в сознании «образ идеального ребенка» — каким бы они хотели его видеть, и очень огорчаются, когда их представления не совпадают с реальностью. Что бы ни сделал ребенок, взрослые автоматически сличают его поступок и слово со своим представлением, и если сходится, то хвалят, в противном случае — осуждают, ругают, наказывают.

В христианской традиции одним из основных качеств воспитанника является послушание. Безусловно, послушание или дисциплинированность необходимы. Однако послушание — это не цель, а средство, инструмент в руках взрослых. Поэтому вопрос заключается не столько в том, как воспитать послушание, сколько в том, ради чего?

Явная и важная задача воспитания — развитие самостоятельности. По наблюдениям психологов, «внимательные, теплые, веселые и мудрые родители вполне могут добиться от ребенка послушания, одновременно сохраняя с ним контакт, развивая его уверенность в себе и передавая ему ощущение радости жизни; послушный ребенок у разумных родителей, взрослея, становится самостоятельным и творческим человеком».

Самостоятельность развивается через волевое усилие, связанное с преодолением трудностей — как физических, так и во внутренней борьбе. По учению свт. Феофана Затворника, христианин должен приобрести опыт сознательного и добровольного «перелома» своей греховной воли. Этот перелом подразумевает «далеко не просто слепое насилие над самим собой», но требует «большого осознанного труда». Этот опыт «внутреннего усилия к преображению всего внутреннего настроения» должны продемонстрировать младшим родители и педагоги.

Мы должны учиться быть чуткими, искренними во всех своих действиях, иметь внутреннее чувство такта, дипломатично разрешая все споры, недоумения и конфликты. «Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания».

Педагогический подход в том и заключается, что нужно найти творческое решение задачи — подобрать ключик к каждой душе, позволить ей творчески раскрыться в общении и в деятельности, помочь глубже осознать причины своего поведения.

По сути, которую ясно сформулировал протоиерей Василий Зеньковский, то, «к чему мы должны стремиться при педагогическом вхождении в детскую жизнь, есть завоевание детского сердца, обращение к свободному движению этого сердца в ту сторону, в какую мы хотим направить его».

На этом пути определяющей является вера в человека — это есть то вдохновение, которым только и «оправдывается право руководить детьми и направлять их развитие».

Полностью статью можно прочитать в
Журнале «Детская миссия» N3/2020( N11): https://www.detskayamissia.ru/site/assets/files/8979/..

Помочь детям 👉