Меню

"Связь времен". Иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) - к 95-летию старца Иоанна Миронова

"Связь времен"

Иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) - к 95-летию старца Иоанна Миронова

 

Митрофорный протоиерей Иоанн Миронов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» – один из старейших клириков Санкт-Петербургской епархии.

Родился 25 ноября 1926 года на Псковщине в благочестивой семье. С детских лет он видел много страданий. После раскулачивания и отказа вступить в колхоз семью отправили на торфоразработки на Синявинские болота, где от голода погибли три брата Вани, его сестра и дядя, заболела туберкулезом мама. В годы Великой Отечественной войны 17-летним юношей Ваня Миронов ушел на фронт, воевал, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией». Вернувшись с войны, он в 1947 году по благословению святого Серафима Вырицкого поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Много подлинных христиан встречал в своей жизни отец Иоанн: это и преподобный Кукша Одесский, и преподобный Симеон Псково-Печерский, и старец Николай Гурьянов, и митрополит Вениамин (Федченков), и монахи и монахини разоренных монастырей – Валаамского, Коневецкого, Иоанновского, запечатлевшие на себе образ Святой Руси. За 53 года пастырства отец Иоанн служил на 16 приходах городов и весей России: в Старой Руссе, Петрозаводске, Гатчине, Великом Новгороде, Сиверском, Мурине... Он оказался свидетелем смены исторических эпох, застал и разрушение церквей, и их открытие, пронес веру и доброе отношение ко всем через годы репрессий и хрущевских гонений, собеседовал святым.

«Как обыкновенный сын отцу обязан рождением по плоти, так ученик бывает обязан своему духовному учителю образованием высших сил души, рождением для жизни достойной человека». Эти слова известного русского святителя и богослова XIX века архиепископа Филарета (Гумилевского) раскрывают нам глубинную суть пастырского служения, которому наш дорогой юбиляр посвятил с юности свою жизнь. Жизненный путь дорогого отца Иоанна свидетельствует о несомненном призвании Божьем, благодаря которому сотни и тысячи людей вдохновлялись примером истинного доброго пастыря, одно лицо, которого привлекало и привлекает светом Христовым, тех, кто способен открыть для него свое сердце. И думается, что в мрачные для духовной жизни годы гонений и застоя, главное значение таких пастырей как дорогой Батюшка было именно в сохранении истинного церковного духа, предания отцов, Христова духа кротости, любви и милосердия к падшему человеку, в сохранении «связи времен».

Родившись и будучи воспитан в духе патриархальной православной семьи псковской деревни, отец Иоанн испытал немало скорбей и горя, видел много страданий человеческих как в лагере подо Мгой для семей репрессированных, так и в тяжелые годы войны. Хранимый Промыслом Божьим, отрок Ваня рос, впитывая благочестие матери, подвижников земли псковской и псково-печерского монастыря (митрополит Вениамин (Федченков), преп. Симеон (Желнин)). Позднее, в годы учебы в духовной семинарии и академии, студент Иван Миронов посещает и других старцев – преп. Кукшу Одесского, прот. Николая Гурьянова, преп. Серафима Вырицкого. Много других имен и судеб хранит Батюшка в своей памяти и душе – монахи и монахини разоренных монастырей (Валаамского, Коневецкого, Иоанновского), пастыри и блаженные во Христе, простые благочестивые христиане, сохранившие в своих сердцах святые частички некогда могучей Святой Руси. Все это наряду с посещением древних русских святынь и богатым личным опытом пяти десятков лет священнического служения, позволило реально воплотить в жизни сокровища духовного опыта, бережно воспринятого отцом Иоанном от предыдущего поколения лучших русских подвижников благочестия. Таким образом, через избранных своих рабов Господь поддерживал и сохранил «связь времен» – времени Святой Руси и нового времени возрождения Церкви сквозь долгую и темную ночь безбожия и воинствующего атеизма.

Что касается нашего личного опыта общения с отцом Иоанном, то мы впервые увидели батюшку в храме св. вмч. Екатерины в пос. Мурино 15 лет назад. Интуитивно почувствовали мы тогда ту теплоту Духа Святого, которой веяло от него и с тех пор сердца наши прилепились к батюшке Иоанну. Вспоминается, как мы попросили его стать нашим духовным отцом. «Да я уж старый, вам помоложе нужен», отвечал он, смиряясь, хотя ему было тогда только 65 лет. Мы настаивали: «Нет, батюшка, мы Вас просим». «Ну, хорошо», - сдался он. И с тех пор стал нашим руководителем и учителем, требовательным наставником и любящим отцом. В своей короткой духовной жизни мы обязаны ему всем – рождением от воды и Духа во святом крещении, духовным ростом и воспитанием, направлением жизненного пути. Батюшка помогал и помогает в решении ключевых жизненных проблем, делится богатым пастырским опытом, дает бесценные практические советы в простых и сложных жизненных ситуациях.

Переоценить его значение в нашей жизни трудно. Очень часто уходя от него, осознаешь, что вот в очередной раз сделаны такие серьезные поправки в направлении духовной жизни, что без них, пожалуй, было бы сделано много, возможно непоправимых, ошибок. С другой стороны, еще важнее незаметное повседневное влияние Батюшки личным примером, всем настроем его жизни, отношением к людям, к обстоятельствам, к самому себе. Это то, что невозможно прописать в букве, но что действует сильнее всякого слова человеческого. Это некая среда обитания, которую он создает в себе и вокруг себя. В конце концов, это веяние Духа Божия, ощутимое явственно, но которое трудно изложить человеческим языком. Как не передать впечатление от картины знаменитого мастера живописи языком, так не передать словом опыт души, подаваемый от сердца к сердцу через неуловимые оттенки выражений, интонаций, движений рук и глаз.

Отец Иоанн помог нам стать церковными людьми, воцерковить наше сознание, о-соборить его, умерив порыв столь свойственный новоначальным православным. Вспоминается, как в 1993 году, еще до денежной реформы, нам довелось купить подсолнечного масла в магазине, которое в кассе выбили на сумму 666 рублей. Испуганные, терзаясь сомнениями, мы стали звонить батюшке, собираясь вылить масло в помойное ведро или употреблять его только после усиленных молитв на отгнание нечистой силы. А батюшка сказал, что достаточно просто благословить масло крестным знамением и спросил, что он должен делать, если ему недавно исполнилось 66 лет и 6 месяцев? Неужели надо выбросить на помойку батюшку в этом возрасте? Так легко отец Иоанн разрешил наши серьезные недоумения и настроил нас на совсем другую волну! Формализм и фарисейство, излишние апокалиптические настроения никогда не были свойственны Батюшке, ибо он насквозь пропитан здоровым православным христианско-крестьянским духом.

Позднее, когда в среде православных стали возникать вопросы о борьбе с новыми видами учета в государстве, не раз Батюшку, так сказать, подбивали, выступить против ИНН и новых паспортов, но он смиренно отвечал – разве я могу идти против Патриарха? И его уже судили и судят за это неуемные, ретивые сверх меры «борцы за правду и православие», прожившие на земле, а тем более в Церкви, что называется «с гулькин нос», по сравнению с отцом Иоанном. О такой беде в настрое современных молодых или лучше сказать младенцев (не зависимо от их физического возраста) христиан, говорил вскоре после начала эпохи перестройки покойный ныне старец светлой памяти архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Кстати, Печерский старец во многом даже внешне был похож с нашим дорогим отцом Иоанном. Батюшка рассказывал однажды, что, увидев фотографию архимандрита Иоанна в каком-то церковном журнале, маленький сын протоирея Иоанна Саша Миронов воскликнул – «так это же ты Папа!». Так вот, архимандрит Иоанн подчеркивал, что нынешние младенцы-христиане, только успев перешагнуть порог церковный, начинают сразу учить и наставлять вместо того, чтобы самим с благоговением внимать учению опытных и испытанных.

Эти неофиты, руководимые духом гордости, уходили далее в поисках тех, кто бы их принял и польстил их слуху, а Батюшка оставался трудиться над возрождением душ пасомых – старых и молодых, чьи сердца открыты для восприятия его учения, его слова растворенного евангельской простотой и силой Духа Божия и богатейшего опыта.

Свидетельство Батюшки против нагнетаемой истерии среди православных особенно важно в наше сложнейшее время, когда мы становимся свидетелями усилий лиц, не укорененных в традиции Православия, «не по разуму» ревностных неофитов, а также и скрыто действующих антиправославных сил, в разжигании панических настроений среди церковной паствы. В качестве повода к раздуванию нестроений, розни и открытого неповиновения церковной иерархии используются самые злободневные факты апостасии, представленные, однако, в специально обработанной агитационно-шокирующей форме. Есть множество примеров использования этими силами более или менее завуалированной лжи и клеветы, прямых и косвенных подлогов в представленном материале. Результатом такой политики является ненамеренное или же умышленное представление Православия как религии фанатизма и зашоренности, как религии отмирающего, уходящего в небытие Прошлого. Кроме этого, среди самих членов Церкви вбивается клин противостояния и розни. И это, можно смело сказать, важная часть борьбы с Православием сегодня, реальная попытка разложить нас изнутри.

В нынешней церковной жизни мы знаем множество случаев открытого неповиновения, подрыва авторитета иерархии, начальствующих и духовников. Все эти события являются следствием нездорового типа духовности, искажения главных ориентиров, а зачастую простого невежества в области вероучения и богословия. Наша эпоха становится, или точнее, уже стала источником нового испытания для здоровых сил Церкви, ее служителей и верных чад. Это испытание перед лицом целого комплекса «эсхатологических», если можно так выразиться, искушений, которые не новы и известны нам из церковной истории, но открываются в современном мире с невиданным размахом и силой.

В своем толковании на пророка Даниила свт. Ипполит Римский еще в III веке приводил примеры впадения в духовную прелесть «богобоязненных и смиренных мужей», бывших в его время предстоятелями церквей в Сирии и Понте. Главной причиной больших искушений и посмеяния от своих и внешних, возникших в этих церквях в результате вовлечения в своеобразный эмоциональный экстаз большой части паствы, свт. Ипполит видит в «недостаточном усердии в изучении Св. Писания и доверии своим видениям..., выдумкам и вздорным басням». Через свое «неразумное и наивное» поведение упомянутые предстоятели ввели в соблазн и привели к большим скорбям свою паству, которая частью пришла в состояние нищих, а частью чуть было не оказалась «переловлена и перебита правителем страны», подпав под гриф разбойников. Вот почему святитель призывает трезво размышлять о признаках пришествия Христова, и «в то же время безмолвствовать, предугадывая их». Таким образом, даже признаки конца мира должны предпочтительно храниться в благоговейном молчании, не говоря уже о решении вопроса о времени самого Пришествия. Не случайно поэтому, в истории Оптиной пустыни известен случай, когда оптинские старцы попросили поселившегося рядом с монастырем известного писателя Нилуса С. оставить обитель в виду того, что последний много писал о признаках и времени наступлении конца мира. По слову духоносных отцов такая излишняя концентрация внимания на эсхатологических вопросах была вредна для духовной и повседневной жизни монахов.

Отец Иоанн всегда учил и учит своих чад главным добродетелям христианским. И в храме, и в частных беседах Батюшка не раз подчеркивал, что мы христиане должны всячески бороться за сохранение духовной трезвости, или, как принято называть эту добродетель в аскетике, «трезвения», без которой мы оказываемся духовно слабыми и неустойчивыми, подверженными различным нападениям от видимых и невидимых врагов. Не случайно и служить Господь сподобил нашего дорогого отца в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемой чаши» (что при заводе АТИ). Здесь с самого начала организовано было общество трезвенников, всегда здесь готовы принять людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Так борьба за духовное «трезвение» начинается с самого обыкновенного и обыденного греха, победить который оказывается так не легко. Сила пьянства увлекала и влечет поныне во ад души огромного числа людей, а современная наркомания и вовсе почти не оставляет человеку шанса на выживание, если только не проявит христианин великое мужество и терпение.

Всю свою жизнь положил Батюшка на служение людям и всегда оказывал на них необыкновенное впечатление. Среди всех талантов, данных ему от Господа, стоит особенно отметить дар Божественной любви. Бог объединяет нас своей любовью во едино Тело Христово, а враг нашего спасения пытается всеми силами разъединить людей и в духе, и во времени и в пространстве. Этим даром Христовой любви Батюшка делится щедро со всеми, кто встречается на его жизненном пути. Не зря так часто приходилось слышать о нем слова прихожан: «Наше солнышко!», «Так всегда согреет нас батюшка любовью!», «Радость наша!». А словесно его любовь выражается часто в уменьшительно-ласкательных именах: «Димушка», «Сереженька», «Лизонька», «Манюшка», «Егорушка» и тому подобное.

Помнится, с какой ревностью хотелось нам в первое время после воцерковления сделать выговор женщинам, неподобающим образом одетым для пребывания в храме Божьем, в брюках, без платка, с размалеванным красками лицом! Но опытный отец Иоанн всегда умерял наш пыл и учил любить человека, несмотря на его грехи и небрежение к духовному. Так и во многих других случаях Батюшка вразумлял и наставлял, направляя наше сознание и ум к евангельскому идеалу Божией Любви, терпения и рассуждения. Ревность по Богу, хотя и является двигателем в жизни духовной, сама по себе, без выдержки и умеренности добродетели рассуждения приводит ко многим ошибкам и травмам духовным. Вот почему так важно и необходимо руководство духовное в жизни христианина. Мы бесконечно благодарны Господу за то, что Он даровал нам такого опытного и любвеобильного отца и руководителя.

Необходимость жизни христианина, будь то мирянин или монах, в послушании и в духовном руководстве от поставленных Богом пастырей и учителей церковных ярко выражена в Предании Православной Церкви на всем протяжении ее существования на земле. В наибольшей полноте и глубине такое руководство требовалось и могло осуществляться, конечно же, в жизни монашеской, когда старец и ученик жили в тесном единении как во внешнем, так и во внутреннем плане. Более того, сама удаленность от житейской молвы позволяла посвятить большую часть времени науке духовного совершенствования и передаче духовного опыта от учителя к ученику. Этим, по-видимому, нужно объяснить тот факт, что история духовничества в Церкви Христовой так тесно связана с историей распространения и развития монашеского образа жизни, историей монашеского пастырства – старчества.

Читать полностью: https://ugresha.org/публикации/item/3819-ieromonakh-k..

Помочь детям 👉