Меню

Методические пути духовно-нравственного воспитания детей-сирот на основе ценностей Православной культуры

Бочко Константин Александрович
e-mail: konst1994@mail.ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», 
Санкт-Петербург, Россия
Bochko Konstantin Alexandrovich
Herzen State Pedagogical University of Russia
Scientific adviser: doctor of Pedagogic Sciences, professor Kozlova Antoinette Georgievna

 

Аннотация. В статье рассмотрены методические принципы и формы организации занятий по духовно-нравственному воспитанию на основе ценностей Православной культуры. За основу был взят опыт благотворительного фонда Православная Детская миссия в этой сфере.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитания, методика проведения занятий, дети-сироты, добровольчество.

Annotation. The article examines methodical principles and forms of organization of lessons to spiritual moral education on the base of Orthodox culture’s values. The experience of charity fund «Pravoslavnaya Detskaya Missia» was taken as basis in this field.

Key words: spiritual moral education, training technique, orphans, volunteerism.

Наше время ставит перед православным педагогом ряд вызовов, одним из которых является воспитание детей-сирот, проживающих в условиях интерната. Эта проблема не должна оставлять нас равнодушными, поскольку существует возможность участвовать в воспитании детей-сирот в формате добровольческой (волонтёрской) деятельности. И если цель, задачи, содержание воспитания следует определять в контексте православной культуры, то вопрос методики должен быть решён в процессе живого творческого взаимообогащения педагогов. Описанию возможных методических путей духовно-нравственного воспитания силами добровольцев  будет посвящено содержание данной статьи. 

С 2010 года в Санкт-Петербурге осуществляются воспитательные проекты благотворительного фонда «Православная Детская миссия»: «Занятия в детских домах», «Прикосновение к святыне», «Миссия добрых дел» и пр. Добровольцы Детской миссии организуют для детей-сирот разнообразные формы деятельности: занятия, социально-трудовая помощь, культурно-просветительские и паломнические поездки и т.д.  Многочисленные положительные отзывы воспитанников, воспитателей, администрации сиротских учреждений дают право сделать вывод, что в данной воспитательной системе были найдены верные направления во взаимодействии с детьми-сиротами. 

Охарактеризуем кратко проект «Занятия в детских домах».В каждом сиротском учреждении сформирована команда добровольцев, которая осуществляет регулярное общение с детьми и организует занятия с группой, исходя из условий, возможностей и потребностей воспитанников. В ходе обобщения и систематизации положительного опыта проведения таких занятий, можно выделить некоторые концептуально-методические особенности таких занятий.

  1. Каждое занятие должно стать со-бытиемв жизни ребёнка-сироты и добровольца.Определение понятия со-бытие в педагогике дано в трудах В.И. Слободчикова, и может быть рассмотрено как внутреннее единство, сплетение судеб людей в уникальной встрече при внешней противопоставленности [1].
  2. Темы занятий подбирается исходя из потребностей и духовных запросов детей-сирот. Доброволец в ходе педагогического анализа, должен  «встать на место»ребёнка-сироты и понять, на какую тему отзовётся его сердце.
  3. Личностная ориентация. С одной стороны – занятие это взаимодействие двух или более персон, каждая из которых имеет уникальную ценность; а с другой – личностный примеримеет сильнейшее воспитательное воздействие. В идеале этот пример даёт сам доброволец, научая не словом, а своим поведением. Но также это можно достигнуть через раскрытие личностного образа тех людей, к которым применимо определение человека с большой буквы. В контексте православной традиции к таким людям относятся: Господь Иисус Христос, Богоматерь, святые, национальные герои и устроители Отечества [2]. 
  4. Занятие должно нести в себе одну или несколько воспитательных идей, раскрывающих принципы духовной реальности. Исходя из взглядов митр. Антония Сурожского и пр. Иоанна Кронштадтского о принадлежности идеи сердцу, а не уму, мы делаем вывод о необходимости опытного, а не чисто интеллектуального знакомства с этими принципами. 
  5. Общение имеет диалогичный характери призвано стать средством обмена личностными смыслами. В ходе общения смысловые поля добровольца и ребёнка должны пересечься с образованием общего смыслового пространства, создающего условия для такого обмена.  
  6. Занятия носят интерактивный характер и включают в себя разнообразные формы деятельности: беседа, игра, задания, просмотр видеоматериалов, творческие и трудовые мастер-классы.
  7. Создание ситуации-успехана каждом занятии. Создание её характеризуется положительным эмоциональным сопровождением деятельности и усвоением ценностных ориентиров.

Данные принципы построения занятий по духовно-нравственному воспитанию нашли своё отражение в новом учебно-методическом пособии Детской миссии «Дорога жизни», которое даёт педагогу готовые планы организации занятий. Занятия по программе построены таким образом, чтобы показать воспитанникам духовные и нравственные идеалы православной культуры, и путь претворения их в жизнь. Остановки на «Дороге жизни» – основные темы и проблемы, мимо которых нельзя пройти мимо в процессе духовного и нравственного становления личности. Ведущий, проходя вместе с воспитанниками этот путь, предлагает видение указанной темы, основанное на ценностях Православной культуры, но не навязывает его. Таким образом, воспитание в данной концепции имеет характер ценностного осмысления важнейших сторон человеческой жизни. Актуализировав творческую переработку нравственных знаний в процессе совместной деятельности, можно добиться формирования собственных убеждений и ценностей.

Рассмотрим одно из занятий для старшеклассников, посвященное ценностям человека –  духовным ориентирам. Начинается занятия с проблемы физического ориентирования на месте и важность его при попадании в незнакомую местность. Участникам предлагается смастерить самодельный компас, узнать какие ориентиры используют птицы (голуби). От физического ориентирования следует переход к духовному. В качестве жизненных ориентиров даются «вечные ценности», руководствуясь которыми человек может выбирать верные пути при решении  жизненных задач. Далее раскрытию ценностных ориентиров посвящено задание по блокадным историям, в ходе которого участники должны определить какими ценностями руководствовались наши соотечественники при совершении нравственного выбора в годы блокады Ленинграда. Завершается занятие игрой-пантонимой на угадывание задуманных ценностей участников, которыми они в наибольшей степени хотели бы руководствоваться в жизни; а также осмыслением итогов занятий. 

Указанные методические пути должны помочь педагогу при организации и проведении занятий по духовно-нравственному воспитанию, налаживанию контакта с детьми. Используя эти концептуально-методические находки можно реализовать важнейший принцип православной педагогики – встреча личности с личностью [3]. 

 

Список литературы

1.  Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. − М.: Школа-Пресс, 1995. − 384 с.

2. Козлова А.Г., Роботова А.С. Проблемы воспитания молодого поколения в эпоху информационного общества. В двух томах. Том 1. СПб.: ООО «АСТЕРИОН» 2010. – 472 с.

3. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических ву­зов. — М.: Издательский дом «Покров», 2004 г. – 144 с.

 

Библиографическая ссылка на статью

Бочко К.А Методические пути духовно-нравственного воспитания детей-сирот на основе ценностей Православной культуры// Первый международный Конгресс православных ученых. Евангельские ценности и будущее православного мира. «Православие и наука» 23-28 октября 2017 г., Белград, Сербия. – Воронеж: ИСТОКИ, 2017. – С. 41-43.

Поделиться ссылкой с друзьями: