Меню

О духовном воспитании в семье

Из беседы с духовниками Детской миссии иеромонахами Кириллом (ныне - епископом) и Мефодием (Зинковскими).

– Как родители могут участвовать в духовном воспитании детей и помогать им возрастать во Христе?

– Родители должны участвовать во всяком воспитании и, прежде всего, духовном, — личным примером, личной любовью к Богу, личной рассудительностью, умением мыслить и жить без перегибов в разные стороны.

Что самое главное? Воплощенность нашей веры и христианского вдохновения в повседневной жизни. Родители должны жить с постоянной заботой о том, как дать деткам образец для подражания через здоровую и спокойную, трезвую христианскую жизнедеятельность. Дети смотрят больше не на слова, а на дела и настроение, выражение лица, настрой старших.

– Есть ли в духовном воспитании место родительскому контролю, и в какой момент он может быть ослаблен? Под контролем
имеем в виду понуждение к походу в храм, к участию в Таинствах, молитвенное правило — объем духовной нагрузки.

– Здесь всё очень индивидуально и понуждение приемлемо только там, где есть личные глубокие выстроенные отношения. Если они нарушаются, то принуждение совершенно не применимо.

Если они выстроены, есть взаимное доверие и опыт совместного труда и переживания трудностей, то можно сказать: «Давай попробуем всё-таки пойти, давай попробуем помолиться, когда лень молиться». Но здесь важно не перегнуть палку. И, что очень важно, у преп. Порфирия Кавсокаливита говорится, что идея понуждения даже для взрослых христиан должна быть соединена с вдохновением, то есть нудить себя, а тем более других нужно не по образу «давай, молись, сжав зубы», а с поиском вдохновения, сказать: «Давай задумаемся, почему мы должны помолиться, какая причина? Господь — источник жизни, и если мы к Нему не обращаемся, то мы уходим от источника жизни».

То есть одно дело — понуждение, просто потому что «надо», а другое дело — понуждение вдохновиться, найти слова нужные, образы, примеры, которые будут вдохновлять ребенка всё-таки поступить против своего естества, стремящегося к ленивому, пассивному состоянию. Часто встречается, к сожалению, формальный подход — это однако леность, с которой якобы борются родители в детях, она присутствует в них самих — нет желания и терпения лишний раз подумать, проявить творческий подход, поискать какие-то решения, родители просто говорят: «Давай молиться, надо!» На это, конечно, печально смотреть, потому что, как правило, результат бывает обратным!

Помочь детям 👉