- Занятия в детских домах
- Прикосновение к святыне
- Церковь навстречу детям
- Миссия добрых дел
- Помощь сиротам
- Центр приёмных семей «Умиление»
- Строительство духовно-просветительского центра
- Дом трудолюбия
- Учредительные документы и программы фонда
- Отчётность за 2024
- Отчётность за 2023
- Отчётность за 2022
- Отчётность за 2021
- Отчётность за 2020
- Отчётность за 2019
- Отчётность за 2018
- Отчётность за 2017
- Отчётность за 2016
- Отчётность за 2015
- Отчётность за 2014
- Отчётность за 2013
- Отчётность за 2012
- Отчётность за 2011
Труд и творчество в воспитании детей
«Мы призваны стать соработниками Бога в духовно-нравственном воспитании наших детей»
Любить детей — это сокровенное искусство, воспитание детей в любви — непрестанный труд и творчество.
Какими мы хотим воспитать наших детей? Кто-то хочет воспитать лидеров, уверенных в себе личностей, другие — успешных в этой жизни людей, которые не боятся трудностей и всегда добьются своего. Мы же стремимся воспитать детей в вере Христовой — вырастить прежде всего добрых и мудрых, честных и искренних христиан, преданных Богу и Отечеству, поэтому родители и учителя, насколько это возможно, должны содействовать духовному рождению и развитию детей.
Но как это осуществить? Можно прикладывать множество усилий, беседовать с детьми о вере, однако душа ребенка останется закрытой, или он даже согласится с нами, будет многое знать, но жить и поступать по-христиански не будет, и в какой-то момент жизни может совсем отойти от веры, даже будучи воспитанным в православной семье. Согласимся с утверждением протоиерея Василия Зеньковского: «Огонь веры зажигается только от огня же в другой душе; и роль интеллекта, роль образования здесь вторична, хотя и очень существенна». Задача взрослых — одухотворить эту жизнь в общении, в труде, в творчестве — во всем, что мы делаем и о чем беседуем с детьми. По сути мы призваны стать соработниками Бога в духовно-нравственном воспитании наших детей и вести их не по заданной и спланированной нами траектории, а по тому пути, которым нас вместе ведет Господь.
Разумеется, мы будем встречаться с трудностями на всякий день и час, но, если мы не будем убегать от них, а проживать вместе с нашими детьми, то почувствуем внутреннюю силу и радость непередаваемого опыта общения.
Взрослым, которые берутся воспитывать детей, очень важно думать о себе скромно, не быть самоуверенными. Если мы считаем, что точно знаем, чему и как учить, мы обречены на ошибки и провал. Будем помнить, что все мы — ученики в школе под названием Жизнь. Школа эта — лестница возрастания души в Боге.
Вряд ли мы сможем стать идеальными родителями и воспитать идеальных детей — да это и не столь необходимо, но если у нас будет правильный внутренний настрой в стремлении послужить Богу и людям, то это передастся несомненно и нашим детям, если только мы их искренне любим.
Лучшая же форма любви, как говорил архимандрит Кирилл (Павлов), испокон веков одна — это молитва, и в молитве сочетаются нераздельно труд и творчество. Да, мы должны видеть конечную, высшую цель наших стремлений, и пусть эта цель будет возвышенной и благородной, но как ее достигнуть — будем искренне и постоянно просить помощи и вразумления у Бога.
Благородство — не возвышаться над другими, уметь подставить вовремя плечо, сочувствовать, сострадать, помочь — и это тоже творчество и труд над своей душой. Получается, что трудиться нужно всем — и взрослым, и детям — ради Бога и ради взаимной любви.
Можем ли мы оградить наших детей от ошибок, от испытаний, которые встретятся им на пути? Нет, но мы должны поддержать их и научить творчески трудиться над собой.
Кира Кузнецова
Полностью прочитать статью можно в журнале «Детская Миссия» N5 2020 (N13): https://www.detskayamissia.ru/site/assets/files/8979/..