Меню

О воспитании любви в детях

Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию размышления православного педагога Софьи Сергеевны Куломзиной о воспитании любви в детях.

Никто не станет оспаривать, что любовь – это самое главное в семейной жизни. Тема ма­теринской любви, любви ребенка к матери и отцу, любовь братьев и сестер друг к другу, как и тема нарушения этой любви, часто вдох­новляла писателей и художников. Но и каж­дый из нас, родителей, сам и по-своему испытывает любовь в семейной жизни и задумы­вается над тем, что такое любовь и как вос­питывать в наших детях способность к люб­ви. И любовь эту мы должны осуществлять практически в нашей семейной жизни, в кон­кретных отношениях с теми людьми, взрос­лыми и детьми, с которыми мы в нашей се­мье связаны.

Любовь между людьми – это способность сочувствовать, сорадоваться, сострадать дру­гому. Любовь – это привязанность, дружба, взаимное доверие. Любовь способна вдохно­вить человека на самопожертвование, на под­виг. Перед родителями стоит задача создать такую семейную жизнь, в которой дети окружены любовью и в которой развивается их способность к любви.

Не сразу, не «сами собой» научаются дети любить, так же как не сразу научаются они говорить, общаться с людьми, понимать их. Конечно, в каждом из нас заложена потреб­ность общения с другими людьми. Но необ­ходимо воспитание, чтобы эта потребность превратилась в сознательную и ответственную любовь к другим. Такая любовь развивается в человеке постепенно, в течение многих лет.

Как рано начинается нравственное разви­тие ребенка? В 30-х годах нашего столетия швейцарский психолог Жан Пиаже составил целую схему интеллектуального развития че­ловека, связанную с приспособлением челове­ка к окружающей среде, с его постепенно раз­вивающимся пониманием причинности собы­тий и их логической связи, с развитием в че­ловеке способности анализировать конкретные ситуации. Пиаже пришел к выводу, что в большинстве случаев педагоги и родители навязывают детям нравственные понятия, ко­торые дети еще абсолютно неспособны вос­принимать, которых они просто не понимают. Конечно, в этом есть известная правда: дети часто называют что-нибудь «плохим» или «хорошим» только на основании того, что так говорят взрослые, а не потому, что они сами это понимают. Но мне кажется, что есть простые нравственные понятия, которые ребенок воспринимает очень рано: «меня лю­бят», «я люблю», «я рад», «мне страшно», «мне хорошо», и воспринимает их ребенок не как какие-то моральные категории, а просто как ощущение. Так же, как он воспринимает ощущение «мне холодно», «мне тепло». Но именно из этих ощущений и понятий посте­пенно развивается нравственная жизнь.

Недавно я прочитала с интересом статью в американском научном журнале о первом про­явлении эмоций, чувств в младенцах. Иссле­дования на эту тему были проведены в лабо­раториях Национального института умствен­ного здоровья (National Institute of Mental Health). Их авторы пришли к заключению, что младенец способен эмоционально сочув­ствовать ощущениям, чувствам другого с са­мых ранних лет жизни. Младенец реагирует, когда кто-нибудь плачет от боли или огор­чения, реагирует, когда другие ссорятся или дерутся.

Мне вспоминается случай из моего обще­ния с детьми. Трехлетний мальчик, играя в доме, засунул голову между балясинами пе­рил на лестнице и повернул ее так, что не мог вытащить. Испугавшись, мальчик начал громко кричать, но взрослые не сразу услы­шали его. Когда, наконец, подбежала бабуш­ка и освободила голову мальчика, она нашла там его двухлетнюю сестричку: девочка сиде­ла около брата, громко плакала и гладила его по спине. Она сочувствовала: ничего другого сделать она не могла. Разве не было это про­явлением настоящей любви? И какую боль­шую роль играет потом в жизни братская и сестринская любовь.

Воспитание способности любить заключа­ется в развитии у детей способности со-чувствовать, со-страдать, да и радоваться вместе с другими. В первую очередь это воспитыва­ется примером окружающих взрослых. Дети видят, когда взрослые замечают усталость друг друга, головную боль, плохое самочув­ствие, старческую немощь и как стараются помочь. Дети бессознательно впитывают эти примеры сочувствия и подражают им. В этом развитии способности сочувствовать очень полезна забота о домашних животных: соба­ке, кошке, птице, рыбке. Все это приучает детей внимательно относится к нуждам дру­гого существа, к заботе о других, к чувству ответственности. Полезна в этом развитии и семейная традиция подарков: не только полу­чение подарков к праздникам, но и приготов­ление подарков, которые дети дарят другим членам семьи

В процессе воспитания любви так важна семейная обстановка, потому что в этом мире живут несколько человек разного возраста, на разных этапах развития, разных характе­ров, в разных отношениях друг с другом, с разной ответственностью друг за друга. В хорошей семье создаются добрые отношения между людьми, и в этой атмосфере благоже­лательности приходят в действие еще не рас­крытые душевные силы человека. Упомяну­тый мной раньше Владыка Сергий говорил, что от одиночества человек почти всегда становится беден, он как бы отрезан от об­щей жизни целого организма и в этой «са­мости» засыхает...

К несчастью, в семейной жизни бывает и искажение любви. Родительская любовь пре­вращается иногда в желание обладать деть­ми. Они любят детей и хотят, чтобы дети были «ихними», принадлежали им, а ведь вся­кий рост, всякое развитие есть всегда посте­пенное освобождение, искание своего пути. С момента выхода из материнской утробы раз­витие ребенка всегда заключается в процессе выхода из состояния зависимости и перехода шаг за шагом в большую самостоятельность. Подрастая, ребенок начинает дружить с дру­гими детьми, выходит из замкнутого круга семьи, начинает думать и рассуждать по-сво­ему... А конечный этап его развития есть уход от родителей и создание своей собственной, независимой семьи. Счастливы те семьи, в ко­торых любовь, связывающая всех ее членов, делается зрелой, ответственной, неэгоистич­ной. А есть родители, которые переживают растущую самостоятельность детей как нару­шение любви. Пока дети маленькие, они пре­увеличенно заботятся о них, ограждают ре­бенка от всяких и реальных, и мнимых опас­ностей, боятся всяких влияний со стороны, а когда дети взрослеют и начинают искать ту любовь, которая приведет их к созданию сво­ей семьи, такие родители тяжело переживают это как некую измену им.

Семейная жизнь – школа любви и для де­тей, и для супругов, и для родителей. Лю­бовь – это труд, и за умение любить надо бо­роться. В нашей семейной жизни мы должны каждый день реагировать так или иначе на все, что происходит, и мы открываемся друг другу такими, как мы есть, а не только такими, как мы показываем себя. В семейной жизни выяв­ляются наши грехи, все наши недостатки, и это помогает нам бороться с ними.

Чтобы научить наших детей любви, мы должны сами научиться любить по-настояще­му. Удивительно глубокое описание настоя­щей любви дает Апостол Павел в своем По­слании к коринфянам:

Если я говорю языками человеческими и ан­гельскими, а любви не имею, то я – медь звеня­щая... Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею люб­ви, – то я ничто...

Апостол Павел говорит о свойствах люб­ви, о том что такое любовь:

"Любовь долготерпит, милосердствует, лю­бовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не­правде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит..."


Думается мне, что наша главная задача – это трудиться над тем, чтобы прилагать эти определения, эти свойства любви к каждой мелочи нашей будничной семейной жизни, к тому, как мы учим, как воспитываем, наказы­ваем, прощаем наших детей и как мы отно­симся друг ко другу.

Источник: ЛУЧИКИ РАДОСТИ: детям о Боге
Фото: culture.ru
Помочь детям 👉