- Занятия в детских домах
- Прикосновение к святыне
- Церковь навстречу детям
- Миссия добрых дел
- Помощь сиротам
- Центр приёмных семей «Умиление»
- Строительство духовно-просветительского центра
- Дом трудолюбия
- Учредительные документы и программы фонда
- Отчётность за 2024
- Отчётность за 2023
- Отчётность за 2022
- Отчётность за 2021
- Отчётность за 2020
- Отчётность за 2019
- Отчётность за 2018
- Отчётность за 2017
- Отчётность за 2016
- Отчётность за 2015
- Отчётность за 2014
- Отчётность за 2013
- Отчётность за 2012
- Отчётность за 2011
Н.Е.Пестов. "Православное воспитание детей"
Дорогие друзья, братья и сестры! В 2022 году исполнится 130 лет со дня рождения Николая Евграфовича Пестова (1892-1982), духовного писателя, историка православной Церкви, миссионера и богослова, профессора, доктора химических наук.
Книги Николая Евграфовича Пестова стали настольными для многих верующих людей. Написанные в годы советской власти, в период, когда духовную литературу достать было очень сложно, они печатались в самиздате и расходились большими тиражами среди людей, желающих найти свой путь к Богу. Почему же они сохраняют свою значимость и актуальность и сегодня?
В своих книгах он основывается на личном опыте, на собственном пути к вере, который был не из легких. В 1914 году, поступив в военное училище, Пестов отправился на войну. После Октябрьской революции вступил в Коммунистическую партию, работал во Всевобуче (Всеобщее военное образование), получил звание военного комиссара и даже заслужил расположение Троцкого.
Духовное перерождение началось в 1921 году со сна, в котором Николаю Евграфовичу явился Христос. «В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня», говорил он позднее. Действительно, Николай Пестов прошел долгий и сложный путь: от участия в христианском студенческом кружке при МВТУ до написания богословских трудов. Когда Николай Евграфович отказался вести антирелигиозную пропаганду в ВУЗе, его уволили. Свои последние годы он посвятил воспитанию внуков и общению с многочисленными людьми, в том числе, молодежью, которые приходили к нему за советом и за духовной литературой. Николай Пестов воспитал два поколения истинных христиан. Его дочь стала женой протоиерея Владимира Соколова, два его внука священниками, один монахом и затем архиереем, две внучки регентами церковных хоров. Но еще сотни люди стали воспитанниками и учениками Николая Евграфовича, познакомившись с его книгами.
(Источник: foma.ru)
Мы начинаем публиковать на нашем сайте главы из книги Николая Евграфовича Пестова «Православное воспитание детей».
Н. Е. Пестов. «Православное воспитание детей».
Предисловие
Се аз и дети, которых дал Мне Бог.
Евр.2:13
Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
Пс.126:3
Духовная жизнь находящихся в миру христиан идет в трудной обстановке, полной соблазнов, нехристианских обычаев, вдалеке от носителей Духа Божия, уединившихся от мира.
Борьба трудна еще потому, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей. В отношении последних он несет ответственность — все ли возможное он сделал для того, чтобы направить их по пути к Царствию Божию.
Некоторые могут думать, что вдвоем легче идти по пути ко спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели одному» (Еккл.4:9). Но так бывает не всегда, и в жизни довольно часто можно видеть случаи, о которых говорит Господь: «Враги человеку — домашние его» (Мф.10:36).
Есть и еще одна особенность жизни в миру, которая для христианина делает ее более трудной, чем жизнь в монастыре. О последней повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпывающей полнотой описывает путь иноков. Духовный опыт мирян, отраженный в литературе, значительно беднее.
Конечно, Священное Писание и прежде всего Евангелие содержит всю полноту истины, необходимой для спасения мирян. Но истины евангельские и правильное приложение их к практике нашей жизни открываются нашим духовным очам через предание и разъяснение их св. отцами. К сожалению, приложение евангельских истин к разрешению вопросов о духовном воспитании детей освещено сравнительно слабо в духовной литературе.
Какова должна быть основная цель воспитания ребенка?
Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более всего дать детям хорошее образование. Третьи — прилагают особые усилия, чтобы развить в детях природные дарования, и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или ученых.
У родителей-христиан не то должно быть первой и основной целью воспитания. Они прежде всего и более всего должны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» (Гал.4:19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф.22:37–40), и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божия» (из слов прп. Серафима).
Если достигнут родители этого, то все остальное: и образование, и развитие дарований, и здоровье — все приложится само собою, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).
Прп. Серафим говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее приложится им потом».
Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей? К этой цели следует подойти путем систематического подбора материала по этому вопросу, взятого из текста Священного Писания, творений отцов Церкви, жизнеописаний святых и подвижников благочестия и опыта благочестивых педагогов и мирян.
При решении всякой задачи следует, как говорят мудрецы, искать идеального решения. «Поставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», — советует один из философов. И хотя бы такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни, все же к нему надо стремиться по мере сил и фактических возможностей.
В самом важном для родителей деле — деле духовного воспитания детей — следует также бояться той «теплохладности», которая неугодна Господу (Откр.3:15). И хотя бы в этом отношении указания отцов Церкви и опыт благочестивых мирян будут расходиться с современными взглядами — не будем отвергать эти указания и этот опыт.
Не будем повторять слова тех, которые некогда говорили, слушая Христа: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин.6:60). Вспомним совет великого апостола: «Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор.3:18).
(Источник: azbyka.ru)