Меню

Методический материал для волонтеров

Константин Бочко. Концептуально-методические аспекты организации занятий по духовно-нравственному воспитанию с детьми-сиротами

В статье рассмотрены наиболее важные аспекты организации занятий по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот силами добровольцев благотворительного фонда «Православная Детская миссия». Среди рассматриваемых вопросов: цель, задачи, условия деятельности, тематическое содержание занятий, основные формы проведения занятий. В конце предложен механизм духовно-нравственного воспитания на занятиях.

Духовно-нравственное воспитание (далее ДНВ), направленное на усвоение детьми ценностных ориентаций, традиционно являлось прерогативой семьи. В наше время помимо детей, воспитывающихся в семейных условиях, есть дети, проживающие в сиротских учреждениях. Воспитанники таких учреждений, как правило, не имеют твёрдых и сформировавшихся ценностных ориентаций. Эта проблема создает потребность в проведении организованной воспитательной работы [4].

Одним из возможных путей проведения такой работы является организация специальных занятий. Выделение концептуально-методических основ проведения занятий важно для всего процесса ДНВ. Благотворительный фонд «Православная Детская миссия имени преподобного Серафима Вырицкого» с 2010 года силами волонтёров занимается деятельностью по организации занятий в сиротских учреждениях Санкт-Петербурга и ЛО в рамках проекта «Занятия в детских домах».

Заявленная цель – воспитание личности на основе ценностей Православия. С этой целью согласуется основные задачи: содействие раскрытию личностного потенциала воспитанников; организация педагогической помощи воспитанникам; духовно-нравственное просвещение; создание условий для формирования ценностных ориентиров.

Воспитательная деятельность добровольцев протекает в определённых условиях. Безусловно, работа в каждом конкретном сиротском учреждении имеет свою специфику, но можно выделить ряд условий, отражающих общую картину. Среди условий, влияющих положительным образом:

  • положительное отношение к добровольцам со стороны детей-сирот и воспитателей;
  • наличие у добровольцев жертвенного отношения к делу;
  • поддержка деятельности со стороны Церкви и государства.

Среди условий, влияющих негативным образом:

  • крайне ограниченный во времени характер воспитательного воздействия;
  • сменяющийся состав добровольцев, нечёткость понимания их статуса;
  • ограничения в умственных и психических способностях воспитанников;
  • деформации характера, типичные для детей-сирот;
  • деструктивные ценностные ориентации.

Выделим также условия-данности, с которыми необходимо считаться:

  • деятельность осуществляется среди разновозрастного состава воспитанников;
  • занятия по ДНВ проходят в обстановке сиротского учреждения;
  • большинство воспитанников подросткового возраста – мальчики;
  • деятельность, как правило, протекает среди небольшой группы детей.

Содержательный компонент проекта «Занятие в детских домах» условно можно разделить на четыре части. I часть посвящена духовному и культурологическому аспектам. Среди тем: христианские праздники (Пасха, Рождество, дни памяти святых), важнейшие евангельские сюжеты (жизнь Спасителя, притчи), основы христианской духовности (значение и смысл молитвы, заповеди и их толкование). II часть раскрывает основы нравственности. Среди тем: добродетели и пороки; сила доброго слова; ответственность; прощение; совесть и покаяние. III часть отражает христианские ценности в социальной жизни человека. Темы: труд и профессия, материальные ценности, семья, дружба, патриотизм. IV часть содержательного компонента можно отнести к области внутреннего личностного развития. Темы: внутренний мир и ценности человека, внешность, красота и физические недостатки, взросление человека, понятие свободы, мысли и их влияние на человека.

Среди форм проведения занятий можно выделить: словесное общение (беседа, рассказ, диалог, дискуссия); задания и упражнения (моделирование ситуаций); игровая деятельность; просмотр видеоматериалов (фильмы, мультфильмы); творческие и трудовые мастер-классы; музыкальные и театральные действия.

Выявление механизма осуществления воспитательной деятельности на занятиях является наиболее важным аспектом концептуально-методических положений. Этот механизм управляет всем процессом воспитания. Выделим два главнейших условия, при соблюдении которых, возможно реализовать предложенный механизм. Первое – отношения участников занятий должны носить характер «событийной общности» – общности, в которой соблюдается внутреннее единство при внешней противопоставленности [7]. Второе – наличие воспитательной идеи занятия [3], выражающей определённую ценностную ориентацию. Носителем идеи должен быть сам ведущий, для которого ценностная ориентация приобрела личностное значение.

Достижением результата занятия (идеальной целью) мы будем считать присвоение духовной ценности личностью воспитанника. Это присвоение должно отражаться в поступках и поведении детей.

Духовные ценности мы понимаем как установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона, которые определяют отношение человека к действительности и регулируют его поведение [8].

За основу создания механизма были положены взгляды В.И.Андреева [1] и С.И.Маслова [5] на процесс усвоения ценностей, а также таксономия Б. Блума для аффективной сферы [6].

Сам механизм представлен на рисунке 1. Процесс начинается с определения рассогласования между идеалом (духовным ориентиром) и поведением воспитанника, после чего следует выработка общей идеи занятия. Чрезвычайно важными элементами процесса выступают обратные связи, которые призваны или усиливать процесс (положительная обратная связь – далее ПОС), или регулировать воспитательное воздействие (отрицательная обратная связь – далее ООС). Понятие обратных связей широко используется в системах различного рода (технических, биологических).

На рисунке 1:

1 – элемент определения рассогласования между духовным ориентиром и поведением воспитанников;

– обратные связи.

Далее рассмотрены основные этапы применения механизма в воспитательном процессе.

I этап – побудительный. Ведущий старается вызвать в воспитанниках живое чувство к предложенной теме и идее занятия. В качестве ПОС на данном этапе выступает отклик воспитанника на тему. Этот отклик не всегда выражается в словах, часто его можно заметить в глазах, жестах, сосредоточенности.

Можно использовать следующие приёмы побудительного этапа:

  • появление интересного предмета в начале занятия (карта, узелок, свеча);
  • постановка животрепещущего вопроса;
  • выявление противоречий, возникших в жизненном опыте;
  • использование воображаемой ситуации;
  • просьба самостоятельно определить (угадать) тему занятия.

II этап – актуализация духовной потребности. Актуализация потребности должна осуществляться через опытное проживание явления из духовно-нравственной сферы участником занятия. Воспитанник, знакомясь с ситуаций, должен ощутить потребность в приобретении духовной ценности. Митрополит Антоний Сурожский замечает: «Вся христианская педагогика основана на том, что мы признаем, что разум не создает ситуацию, но обнаруживает ее, охватывает ее. Мы не стремимся сначала научить ребенка – да и взрослого человека – тому, что такое вечная жизнь, мы верим, что сначала можем дать ему опытное переживание ее, только потом он начинает что-то понимать» [2, с.105]. Из приведённой цитаты видно, что, во-первых, этот этап является самым важным, а во-вторых, он следует перед этапом рассуждения. Этот этап предполагает знакомство с новым материалом («пищей для сердца»). ПОС этапа – духовная потребность (возможно только в зачаточном состоянии). Судить о её наличии можно с помощью положительных эмоций, которыми сопровождается знакомство с материалом. В качестве него можно использовать:

  • яркий и интересный рассказ;
  • вдохновляющая беседа;
  • стихи, молитва, музыка и песнопения;
  • просмотр видеоматериалов, картин, икон.

III этап – рассуждение. На этом этапе вступает в работу рассудочная часть ума, которая должна выявить сущностные стороны рассматриваемой ценности, проанализировать её значимость. Основные инструменты данного этапа – убеждение, логические выводы,

причинно-следственные связи, вопросы к воспитанникам. ПОС этапа – правильные суждения о духовной ценности.

IV этап – этап упражнения или применения. Этот этап предполагает практическую деятельность, направленную на насыщение духовной потребности. Важнейшее условие – создание ситуации успеха. Она характеризуется тем, что у детей получилось выполнить предлагаемое действие или упражнение, и они рады этому обстоятельству. ПОС этапа – успех ребёнка. Возможные варианты деятельности:

  • решение ситуационных задач;
  • игровые действия;
  • творческая и трудовая деятельность.

V этап – этап осмысления. Этапа этап предполагает добровольное включение ценности в духовно-нравственную сферу личности. ПОС этапа – выработка самостоятельного и личностно-окрашенного отношения к духовной ценности.

VI этап – этап закрепления. Этот этап проверяется самой жизнью, которая ставит ребёнка перед выбором – как поступить в той или иной жизненной ситуации. ПОС этапа–поступки и поведение детей.

Поведение и поступки детей являются также и ООС – призваны дать сигнал педагогу о следующем воспитательном воздействии. Сам процесс носит циклический характер.

Выделенные концептуально-методические аспекты призваны познакомить читателей, имеющих прямое отношение к ДНВ подрастающего поколения, с деятельностью Детской миссии по организации и проведению занятий. Предложенный механизм организации ДНВ воспитания посредством занятий поможет начинающим педагогом в этой области повысить свою методическую компетенцию, найти собственный путь в педагогической деятельности.

Список использованных источников

  1.  Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. – Кн. 2. – Казань: Изд-во КПУ, 1998. – 318 с.
  2. Антоний, митрополит Сурожский. Труды. — М.: Практика, 2002 г. – 1081 с., 52 илл., редактор-составитель Е.Л. Майданович.
  3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993. – 224 с.
  4. Козлова А.Г., Роботова А.С. Проблемы воспитания молодого поколения в эпоху информационного общества. В двух томах. Том 1. – СПб.: ООО «АСТЕРИОН», 2010. – 472 с.
  5. Маслов С.И. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании: Дис. …д-ра пед. наук. – М., 2000. – 302 с.
  6. Система условий для развития УУД младших школьников во внеурочной деятельности: учебно-методический комплекс / Под. Ред. Гутник И.Ю. – СПб.: «Свое издательство», 2015. – 61 с.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. − М. : Школа-Пресс, 1995. − 384 с.
  8. Шитякова Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – 158 с.