Меню

Волонтеры о детях

Не всегда волонтерам удается сразу же найти контакт с детьми. Ребята порой замыкаются в себе, отвечают агрессией на попытки завязать знакомство или присутствуют на занятиях лишь формально. Рассказ нашего волонтера Виктории о том, что можно сделать в таких случаях.

Скорее всего, каждый волонтер или человек, впервые посещающий интернат, замечает, что там почти всегда есть ребенок, который как бы сам по себе. Он не бросается в объятия незнакомых людей, не участвует в играх или развлечениях, даже к раздаче угощений не подходит. А если ты, представляешь его таким же, как и большинство детей, и пытаешься втянуть в общий процесс, он может в грубой форме объяснить, почему его трогать нельзя. Это особенный ребенок, к нему без соответствующей подготовки не подойти. И, кстати говоря, многие волонтеры оставляют попытки подружиться с таким ребенком. Есть много других детей, открытых и приветливых.

Сашу в детдоме называет «электриком». Все, что более или менее похоже на провода: катушки, нитки, старые проволоки – все идет в ход его игры, как правило, одиночной. Ему очень нравятся любые электрические приборы. Несколько раз его ловили за внимательным исследованием розеток и щитков. Держа ручной вентилятор, он может кружится по коридору несколько часов. Уговорить его прийти на занятие в этот момент невозможно. Саша не из покорных детей – он не дает себя в обиду, сопротивляется чужой воле, кричит, ругается. В школе с ним трудно совладать, поэтому волонтеров предупреждают, что Саша с «отклонениями». Дети тоже жаловались на его поведение. В храме иногда он отказывался идти на исповедь, убегал. 

Я была как раз из тех, кто не подходит к «проблемным» детям, потому что, во-первых, я до этого момента с ними не сталкивалась, а во-вторых, у меня не было душевных сил искать к нему подход. Тем более, что уже был волонтер, которого он крепко любил и который мог с ним справиться. Думаю, что около года Саша даже не догадывался, как меня зовут. Но позже, когда лицо мое примелькалось, он стал сперва обмениваться со мной короткими фразами, затем спрашивать что-то, получать маленькие подарки и наконец называть меня по имени. Помню, как я удивилась.

Удивлений затем было очень много. Саша повторяет ужасные слова за взрослыми, но при этом он не вкладывает в них никакого отрицательного смысла. Он, как маленький ребенок, который повторяет слова какой-нибудь пошлой и грубой английской песни, даже не подозревая значения выражений. Обозвав девочку, он тут же может отдать ей сладости, поцеловать, обнять и признаться в любви.

Его нахмуренные брови и протесты – это почти всегда реакция на агрессию. Однажды мы все вместе с детьми пили чай, и Саша сидел рядом со мной, тихонько приговаривая, что ему нужен новый предохранитель, иначе школу затопит. 

При уединенном общении и ласковом к себе отношении Саша – удивительный ребенок. Он с удовольствием говорит «спасибо» и «пожалуйста», за все благодарит, заказывает много подарков, а при прощании говорит, что ничего не надо, только свисток. Шепотом делится своими переживаниями и часто-часто говорит, как сильно тебя любит.

Когда мы вместе гуляем после занятия, он выдумывает себе тысячи игр. Тебе нужно просто быть рядом и немножко его любить. Одна картина давно не дает мне покоя: однажды мы гуляли в маленьком лесочке у школы, я присела на скамейку, а Саша тем временем с головой залез в урну, вытащил пустую зажигалку и стал с ней играть. Через минуту от отвлекся и стал играть с чем-то другим, пока я возвращала зажигалку назад. За такие поступки дети его обзывают, а воспитатели упоминают психиатрическую больницу, в которой убивают следствие и никогда не ищут причину.

Но Саша удивительно сильный, добрый, щедрый и свободный мальчик. Вся его агрессия – это только реакция на запреты, крики и угрозы, которыми его пытаются успокоить. Воспитатели не отходят от него ни на шаг, многое запрещают и, «заботясь», не проявляют заботы. Кажется, что он «с ума сходит» назло. Но недавно волонтеры Детской миссии навещали детей в летнем лагере. Стоило Саше сменить обстановку на более свободную и доброжелательную, как он спокойно просидел у колонки без присмотра весь концерт, ласково обнимал всех приехавших, играл с нами, помогал накрывать на стол, кушал сам в последнюю очередь.

Его поведение в храме тоже меняется, если перед службой поговорить с ним или послушать его переживания по поводу ремонта школы. Он выстаивает всю службу, иногда самый первый бежит к исповеди и причастию. Заслужить его доверие можно, проявив немножко терпения и любви.
Волонтеры снова собираются навестить детей в летнем лагере. Поступило много заказов: джинсы, кроссовки, шорты, пиццы. Саша попросил бумажную вертушку.

Помочь детям 👉